Бескровное убийство (группа)


«Бескро́вное уби́йство» (рус. дореф. «Безкровное Убійство») — литературно-художественная группа русских футуристов, возникшая в 1914 году в Петрограде вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой; прекратила существование в 1918 году. Деятельность группы и выпускаемого ею одноимённого журнала, направленная против традиционного искусства, носила анархично-карнавальный характер и предвосхитила абсурдистскую линию будущих обэриутов.

Футуристический кружок под названием «Бескровное убийство» возник летом 1914 года[1] в Петрограде вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой. В числе участников группы были Михаил Бернштейн, Вера Ермолаева, Илья Зданевич, Кирилл Зданевич, Янко Лаврин, Николай Лапшин, Екатерина Турова, Николай Янкин[2]. Участники «Бескровного убийства» были переплетены любовными, семейными и родственными связями: Михаил Ле-Дантю и Ольга Лешкова были возлюбленными[3], Михаил Берштейн и Екатерина Турова — женаты, Илья и Кирилл Зданевичи были братьями, Николай Лапшин и Николай Янкин — двоюродными братьями[4]; «одиночками» были только Вера Ермолаева и Янко Лаврин.

Илья Зданевич включился в эксперименты «Бескровного убийства» осенью 1916 года после возвращения в Петроград с фронта Первой мировой войны. На основе «Албанского выпуска» журнала «Бескровное убийство», в котором высмеивалась книга Янко Лаврина «В стране вечной войны. Албанские эскизы» (1916) с предрассудками, панславизмом и мегаломанией автора, Зданевич написал заумную пьесу «Янко крУль албАнскай» (впервые была издана в Тбилиси в 1918 году). 3 декабря 1916 года пьеса была поставлена в мастерской Михаила Бернштейна[5].

На группу обратил внимание журнал «Новый Сатирикон» и собирался выделить ей регулярную страницу, однако этого не случилось[6].

Единственный раз собрание «Бескровного убийства» посетил Велимир Хлебников, куда последнего привёл Янко Лаврин, но это посещение никак не отразилось ни на самом Хлебникове, ни на группе:

Теперь не помню, как долго Хлебников тогда гостил у меня. Во всяком случае, не меньше четырёх недель. Чтобы немного развлечь его, я несколько раз водил его на вечеринки к своим знакомым, но без особого успеха. Даже у Ольги Ивановны Лешковой, весёлой и остроумной приятельницы художника Ле-Дантю, на квартире которой собирались молодые художники и литераторы (Михаил Ле-Дантю, Николай Лапшин, Илья Зданевич и др.), он сидел как будто погружённый в самого себя и мало заботился о том, чтобы завязать какие-нибудь новые знакомства[7].