Лаврин, Янко


Я́нко Лаври́н (Янко Иванович Лаврин, псевдоним Лев Савин, словен. Janko Lavrin; 10 февраля 1887[1][2][…], Крупа[вд], Семич[вд] — 13 августа 1986[3], Лондон) — российский журналист, редактор, издатель; британский славист, переводчик, литературовед. В начале своей деятельности и на излёте движения — неославянофил. Во время Первой мировой войны — корреспондент газеты «Новое время» (1915—1917). Участник литературно-художественной группы русских футуристов «Бескровное убийство» и основной персонаж одноимённого журнала. Прототип главного персонажа заумной пьесы Ильи Зданевича «Янко крУль албАнскай» (1916). Профессор русского языка и литературы Ноттингемского университета (1921—1953). Долгожитель, не доживший полгода до своего столетия.

С 1908 года жил в России и примыкал к движению неославянофилов. В 1908—1911 годах — соредактор журнала «Славянский мир», в котором публиковал собственные статьи о славянских литературах и переводы на русский язык западно- и южнославянских писателей (Ивана Цанкара и других)[4].

Был редактором (совместно с Сергеем Городецким) альманаха «Велес» (1912—1913)[4]. В 1912 году Янко Лаврин вместе с Морисом Фаббри присоединился к Михаилу Ле-Дантю и Илье Зданевичу, путешествующим по Грузии и Осетии[5].

Входил в литературно-художественную группу «Бескровное убийство»[6], участвовал в издании её одноимённого журнала[7] и был основным персонажем этого журнала[8].

В 1915—1917 годах, во время Первой мировой войны, — корреспондент газеты «Новое время» на балканском и западном фронтах. В 1916 году Лаврин опубликовал антимилитаристскую книгу «В стране вечной войны. Албанские эскизы», запрещённую российской цензурой[4].

Книга Лаврина об Албании была высмеяна в «Албанском выпуске» (1916) журнала «Бескровное убийство» за предрассудки, панславизм и мегаломанию автора. Вернувшийся осенью 1916 года с фронта в Петроград Илья Зданевич включился в эксперименты группы «Бескровное убийство» и на основе «Албанского выпуска» написал заумную пьесу «Янко крУль албАнскай» (впервые была издана в Тифлисе в 1918 году). 3 декабря 1916 года пьеса была поставлена в мастерской одного из участников группы Михаила Бернштейна[9].