Бесформенное. Руководство пользователя


Бесформенное. Руководство пользователя (англ. Formless. A User's Guide) — книга 1997 года Розалинды Краусс и Ив-Алена Буа, приуроченная к выставке в Центре Жоржа Помпиду (L'Informe: mode d’emploi, 22 mai–26 août 1996).

По словам создателей, замысел к книге возник еще в 80–х, когда они поняли, что некоторые художественные практики, прежде не ассоциировавшиеся с идеями Жоржа Батая, должны быть ныне осмыслены через него.

Каталог сначала задумывался только о работах прошлого, так как целью авторов было рассмотреть некоторые примеры не с точки зрения формы (отсюда полемика с Гринбергом) или содержания, а с точки зрения категории бесформенного Батая.

«Бесформенное состоит в унижении, в двойном смысле принижения, внесении беспорядка в любую таксономию, чтобы отменить оппозицию, что лежит в основе логического и категориального мышления.» [1]

Во вступлении авторы пишут о противостоянии Батая Гринбергу в характеристике работ Мане. Он критикует Гринберга за «близорукость», что видел просто форму (плоскостность в «Олимпии»). Батай же настаивает, что Мане интересен тем, что он бесстрастен. В изображении смерти («Расстрел императора Максимилиана») и в изображении наготы. Изображая «Олимпию», Мане «отказался от различных идеологических и формальных кодексов, регулируя изображение обнаженной, будь то эротика, мифология, или даже реализм». [1]

Тут, поясняют авторы, и есть главное батаевское, операция (проскальзывание) которая вытесняет форму и содержание, это — бесформенное. С операции бесформенного начинается общее движение мысли Батая, которое он называл «скатологией» или «гетерологией».