Гринберг, Клемент


Клеме́нт Гри́нберг (англ. Clement Greenberg; 16 января 1909 — 7 мая 1994) — американский арт-критик, оказавший большое влияние на развитие современного искусства. Ключевой теоретик абстрактного экспрессионизма, автор идеи «плоскостности[en] картины».

Клемент Гринберг родился в Бронксе старшим из трёх сыновей в семье еврейских иммигрантов из Российской Империи. В 1930 году с отличием окончил Сиракузский университет, получив степень бакалавра искусств. В течение следующих нескольких лет Гринберг путешествовал по США, работая на производстве галантерейных товаров своего отца, но эта работа не соответствовала его склонностям, поэтому он перешел к работе переводчиком. С 1936 года Гринберг начинает работать в правительстве, меняя несколько должностей в Администрации государственной службы, Администрации ветеранов и, наконец, Отделе таможенной службы. Именно в этот период он начинает писать и публиковаться в небольших журналах.

В 1940 году Гринберг присоединяется к Partisan Review в качестве редактора. В 1942 году начинает работать арт-критиком для The Nation[en]. В декабре 1950 года он присоединяется к финансируемому правительством Американскому комитету по культурной свободе[en].

Известность как арт-критику Гринбергу принесла его статья «Авангард и китч», впервые опубликованная в троцкистском журнале «Partisan Review» осенью 1939 года.

В статье Гринберг противопоставляет две главные, по его мнению, тенденции в искусстве — авангард, как продолжение академического искусства в новых условиях и китч, как порождение буржуазной пропаганды. Авангард и искусство модернизма, как писал Гринберг, были способом сопротивления уничтожению культуры буржуазной пропагандой.

В этом эссе, написанном под влиянием марксизма, Гринберг утверждал, что настоящее искусство авангарда является продуктом революции критического мышления Просвещения и как таковое противостоит деградации культуры как в капиталистическом, так и в коммунистическом обществе, признавая при этом парадокс, что в то же время художник, зависимый от рынка или государства, неумолимо привязан к «золотой пуповине».