Китч


Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства. Предметы китча, как правило, копируют популярные эстетические объекты и локации, порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.

Феномен китча характерен для массовой культуры, так как отвечает запросам массы и не имеет ограничений по степени образованности или насмотренности, как в сфере истории искусства, так и в других сферах. Он ориентирован на потребности обыденного сознания[1] и производится для потребления. С точки зрения искусства китч оценивается невысоко. Его называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

Китч проявляется во многих сферах деятельности человека: медиа-пространстве; живописи; дизайне интерьеров и ландшафта; рекламном бизнесе; литературе; архитектуре; музыке; индустрии моды; кинематографе и театре.

Существует несколько версий происхождения термина: некоторые связывают слово с английским sketch (набросок), но большинство теорий основываются на немецком корне kitsch. Немецкий язык предлагает два смысла этого корня: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать не то, что было заказано; делать наскоро, дешево).

Само слово «китч» вошло в обиход в 60-х годах XIX века со значением «пошлость», «дешёвка» или «безвкусица», и использовалось для предметов массового производства и сомнительной художественной ценности. Этимологический словарь Фридриха Клуге уточняет время появления термина до 1870-х годов. Существует мнение, что понятие «китч» использовалось для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Предметы такого рода обладали низкой стоимостью и невысокой художественной ценностью. Так, китч стал оппозицией высокого искусства и за словом закрепилась негативная коннотация и отношение как к чему-то низкопробному. Со временем слово вошло в употребление в значении «состряпывания (произведения искусства) наскоро». Под китчем стали понимать эстетически обеднённый объект, предназначенный скорее для обозначения социального статуса, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. В китче красивость подменяет собой красоту, а вызываемые чувства скорее сводятся к сентиментальности[2].