Ностальгия


Ностальги́я (от др.-греч. νόστος — возвращение на родину + άλγοςболь, печаль) — тоска по родине[1] или прошлому. В психиатрии форма реактивного состояния, обусловленная длительным отрывом от родины и проявляющаяся депрессивным синдромом, принимающая иногда форму тяжёлого невротического или психотического состояния, протекающего с гипотимией, бессонницей[2].

Вероятно, первое письменное описание ностальгических переживаний содержится в эпопее Гомера «Одиссея». Однако сам термин изобретён швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году, описывая заболевание швейцарских солдат, служивших наёмниками вдали от своей родины, и студентов, исцелявшихся сразу после возвращения домой[3].

Длительное время ностальгия считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, ученик Эмиля Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.

Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П.П. Блонский в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, проведенное В.В. Нурковой исследование специфической разновидности памяти показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».

Е. В. Новиков, исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А. А. Гусейнова, «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».