Генрих Игнац Франц фон Бибер (нем. Heinrich Ignaz Franz von Biber, 12 августа 1644, Страж под Ралскем (чеш. Stráž pod Ralskem), бывш. Вартенберг (нем. Wartenberg), ныне Чехия — 3 мая 1704, Зальцбург) — австрийский композитор и скрипач. Чех по происхождению, Бибер работал в Моравии (Кромержиж) и в Австрии (Зальцбург).
С большой вероятностью, учился у И.Г. Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Один из самых виртуозных скрипачей своего времени, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п. Бибер выступал в Вене при императорском дворе, в 1690 году указом императора возведён в дворянское достоинство.
Бибер наиболее известен как автор программного цикла «Розарий» (Rosenkranzsonaten[5]; ок.1676), состоящего из 15 небольших скрипичных сонат и Пассакалии. Основу цикла составляют 15 евангельских событий. Техническая особенность цикла — использование скрипичной скордатуры.
Рождественский цикл
1-я соната — Благовещение (ре минор; без скордатуры)
2-я соната — Встреча Марии с Елизаветой (ля мажор; строй ля-ми-ля-ми)
3 — Рождество Христово (си минор; си-фа#-си-ре)
4 — Сретение (ре минор; ля-ре-ля-ре)
5 — 12-летний Иисус в храме (Auffindung im Tempel; ля мажор; ля-ми-ля-до#)
Страстной цикл
6 — Моление о чаше (до минор; ля бемоль—ми бемоль-соль-ре)
7 — Бичевание (фа мажор; до-фа-ля-до)
8 — Венчание терновым венцом (до мажор; ре-фа-си бемоль-ре)
9 — Несение Креста (ля минор; до-ми-ля-ми)
10 — Распятие (строй соль-ре-ля-ре)
Славный цикл
11 — Воскресение (строй соль-ре-соль-ре)
12 — Вознесение (до мажор; до-ми-соль-до)
13 — Сошествие Святого Духа (ре минор; ля-ми-до#-ми)
14 — Вознесение Девы Марии (ре мажор; ля-ми-ля-ре)
15 — Коронация Марии на небесах (до мажор; соль-до-соль-ре)