Скордатура (итал. scordatura[1]) — перестройка музыкального инструмента, в особенности скрипки, для облегчения исполнения трудных пассажей[2] (флажолетов[3], некоторых видов аккордов и интервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука[1]. Скордатурой можно назвать и замену кларнета одного строя кларнетом другого[2].
Этот приём используется для солирующего инструмента, причём перестройке могут подвергнуться одна, несколько или все струны[4].
Скордатура редко превышает полтона[1]; затрагивать может как одну, так и несколько струн, использоваться как во всём произведении, так и в отдельных отрывках[3]. Впервые была использована в XVI веке для лютни, позднее использовалась для виол; у Бетховена использовалась в произведении для контрабаса, у Ксенакиса — для виолончели[3].
Для нотной записи скортдатуры используют «виртуальные» звуки- нотация фиксирует место нахождения звуков на грифе так, как если бы музыкант (скрипач, лютнист, альтист, виолончелист) играл на инструменте со стандартной настройкой, пользуясь удобной аппликатурой[4].
Скордатура позволяет извлекать аккорды, интервалы и двойные ноты, недостижимые при обычной настройке, образуются возможности для тембровых эффектов[4].
Широко применялась в сольной скрипичной музыке XVII—XVIII веков Г. Бибером, Джузеппе Тартини[1], Паганини[2] и другими, встречается у Рихарда Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, Густава Малера, Панчо Владигерова (рапсодия «Вардар» для скрипки и фортепьяно), в пьесах для гитары Мануэля де Фалья, Х. Турина и других[1].