Скордатура


Скордатура (итал. scordatura[1]) — перестройка музыкального инструмента, в особенности скрипки, для облегчения исполнения трудных пассажей[2] (флажолетов[3], некоторых видов аккордов и интервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука[1]. Скордатурой можно назвать и замену кларнета одного строя кларнетом другого[2].

Этот приём ис­поль­зу­ет­ся для со­ли­рую­ще­го ин­ст­ру­мен­та, при­чём пе­ре­строй­ке мо­гут под­верг­нуть­ся од­на, не­сколько или все стру­ны[4].

Скордатура редко превышает полтона[1]; затрагивать может как одну, так и несколько струн, использоваться как во всём произведении, так и в отдельных отрывках[3]. Впервые была использована в XVI веке для лютни, позднее использовалась для виол; у Бетховена использовалась в произведении для контрабаса, у Ксенакиса — для виолончели[3].

Для нот­ной за­пи­си скортдатуры используют «вир­ту­аль­ные» зву­ки- но­та­ция фик­си­ру­ет ме­сто на­хо­ж­де­ния зву­ков на гри­фе так, как ес­ли бы музыкант (скри­пач, лют­нист, аль­тист, вио­лон­че­лист) иг­рал на ин­ст­ру­мен­те со стан­дарт­ной на­строй­кой, поль­зу­ясь удоб­ной ап­пли­ка­ту­рой[4].

Скордатура позволяет из­вле­кать ак­кор­ды, ин­тер­ва­лы и двой­ные но­ты, не­дос­ти­жи­мые при обыч­ной на­строй­ке, об­ра­зу­ют­ся воз­мож­но­сти для тем­бро­вых эф­фек­тов[4].

Широко применялась в сольной скрипичной музыке XVII—XVIII веков Г. Бибером, Джузеппе Тартини[1], Паганини[2] и другими, встречается у Рихарда Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, Густава Малера, Панчо Владигерова (рапсодия «Вардар» для скрипки и фортепьяно), в пьесах для гитары Мануэля де Фалья, Х. Турина и других[1].