Бибер, Генрих Игнац Франц фон


Генрих Игнац Франц фон Бибер (нем. Heinrich Ignaz Franz von Biber, 12 августа 1644, Страж под Ралскем (чеш. Stráž pod Ralskem), бывш. Вартенберг (нем. Wartenberg), ныне Чехия — 3 мая 1704, Зальцбург) — австрийский композитор и скрипач. Чех по происхождению, Бибер работал в Моравии (Кромержиж) и в Австрии (Зальцбург).

С большой вероятностью, учился у И.Г. Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Один из самых виртуозных скрипачей своего времени, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п. Бибер выступал в Вене при императорском дворе, в 1690 году указом императора возведён в дворянское достоинство.

Бибер наиболее известен как автор программного цикла «Розарий» (Rosenkranzsonaten[5]; ок.1676), состоящего из 15 небольших скрипичных сонат и Пассакалии. Основу цикла составляют 15 евангельских событий. Техническая особенность цикла — использование скрипичной скордатуры.

Рождественский цикл
1-я соната — Благовещение (ре минор; без скордатуры)
2-я соната — Встреча Марии с Елизаветой (ля мажор; строй ля-ми-ля-ми)
3 — Рождество Христово (си минор; си-фа#-си-ре)
4 — Сретение (ре минор; ля-ре-ля-ре)
5 — 12-летний Иисус в храме (Auffindung im Tempel; ля мажор; ля-ми-ля-до#)

Страстной цикл
6 — Моление о чаше (до минор; ля бемоль—ми бемоль-соль-ре)
7 — Бичевание (фа мажор; до-фа-ля-до)
8 — Венчание терновым венцом (до мажор; ре-фа-си бемоль-ре)
9 — Несение Креста (ля минор; до-ми-ля-ми)
10 — Распятие (строй соль-ре-ля-ре)

Славный цикл
11 — Воскресение (строй соль-ре-соль-ре)
12 — Вознесение (до мажор; до-ми-соль-до)
13 — Сошествие Святого Духа (ре минор; ля-ми-до#-ми)
14 — Вознесение Девы Марии (ре мажор; ля-ми-ля-ре)
15 — Коронация Марии на небесах (до мажор; соль-до-соль-ре)