Биг-бенд


Биг-бенд[~ 1], биг-бэнд[~ 2] (англ. big band) — тип большого ансамбля джазовой или эстрадной музыки[1]. Первые биг-бенды появились в 1920-х годах в США как эстрадные танцевальные оркестры, приобрели особую значимость в эпоху свинга 1930-х годов. Основу репертуара биг-бенда составляют нотированные пьесы, с расписанными партиями. Главенствующая роль в биг-бенде отведена художественному руководителю (англ. bandleader), аранжировщику (в этой функции иногда выступает руководитель), инструментальным секциям, но не солистам-импровизаторам (как в небольшом джазовом ансамбле).

Биг-бенды часто обозначаются по имени их художественного руководителя. Из наиболее известных в США — это оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Флетчера Хендерсона, Пола Уайтмена; в Великобритании — Джека Хилтона и Рэя Нобла, в Бельгии — Стана Брендерса и т. д.

В СССР и России к биг-бендам относят оркестры Валентина Парнаха, Александра Цфасмана, Якова Скоморовского, Александра Варламова, Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Николая Минха, Юрия Саульского, Кима Назаретова, Иосифа Вайнштейна, Вадима Людвиковского, Анатолия Кролла, Константина Орбеляна, Игоря Бутмана.

В начале 20 века марширующие на парадах духовые оркестры постепенно освоили ритмы джаза и нередко в полном составе работали на танцплощадках. Ранний состав биг-бенда был разделён на четыре секции (группы инструментов): трубы, саксофоны, тромбоны и ритм-секция. Такая организация биг-бенда прошла эволюционный путь развития: в процессе совершенствования музыкальных и электронных технологий добавились электронные музыкальные инструменты (синтезатор, электропиано, вокодер), а также некоторые афроамериканские и латиноамериканские ударные инструменты (конги, тамбурины, маракасы и др).

Каждая секция духовых состоит из 4 или 5 инструментов, входящих в группу. Например, у саксофонов: 1, 2 — альт-саксофон, 1, 2 — тенор-саксофон, 1 — баритон-саксофон; у труб — 1, 2, 3, 4, (5) — трубы (иногда заменяется на флюгельгорн); у тромбонов — 1, 2, 3, 4 — тромбоны или бас-тромбоны. При этом первые номера всегда являются ведущими. При исполнении тутти ведущей является первая труба. Флюгельгорн, флейты и кларнеты используются для исполнения особых сольных партий, предусмотренных аранжировкой исполняемой композиции; также в духовых секциях биг-бэндов при сольной игре часто применяются сурдины, слегка приглушающие тембр звука, но вместе с тем делающие его более выразительным и эмоционально окрашенным.