Биг Мак


«Биг Мак»[1] (англ. Big Mac) — гамбургер (сэндвич с рубленой котлетой) — продаваемый международной сетью ресторанов быстрого питания McDonald’s. Он был представлен в районе Питтсбурга в 1967 году, а в 1968 году — по всем США. Это один из флагманских продуктов и фирменных блюд компании. «Биг Мак» состоит из двух говяжьих котлет, соуса, салата Айсберг, сыра, соленых огурцов и лука на трехслойной булочке с кунжутом.

«Биг Мак» был придуман Джимом Деллигатти (англ. Jim Delligatti), одним из первых франчайзи Рэя Крока[2], управлявшим несколькими ресторанами в Питтсбурге, Пенсильвания[3]. Он был изобретен на кухне первого франчайзингового ресторана «Макдоналдс» Деллигатти, расположенного на Макнайт Роуд в пригороде Росс Тауншип[4].

У Биг Мака было два предыдущих названия, оба из которых провалились на рынке: «Аристократ», которое американцы считали трудным для произношения и понимания, и «Блю Риббон Бургер». Третье название, «Биг Мак», было придумано Эстер Гликштейн Роуз, 21-летней секретаршей-рекламщицей, работавшей в штаб-квартире McDonald’s в Оук-Брук, Иллинойс[5].

Дебют Биг Мака состоялся 22 апреля 1967 года в «Макдоналдсе», принадлежавшем Деллигатти в Юнионтауне, Пенсильвания, по цене 0,45 доллара США (эквивалент 3,66 доллара США в 2021 году)[6][7].

Изначально он создавался как конкурент аналогичному гамбургеру ресторана Big Boy, но впоследствии оказался столь популярным, что в 1968 году стал продаваться во всех штатах США[8]. Одной из его особенностей, отличавшей его от всех остальных бургеров того времени, стал третий кусок хлеба (англ. "club" layer), стабилизирующий содержимое и не дающий гамбургеру развалиться.

Сегодня «Биг Мак» известен во многих странах мира. Журнал The Economist использует этот гамбургер как сравнительный показатель индекса стоимости жизни в различных странах (см. раздел Индекс бигмака), так как он весьма распространён и содержит в себе основные продукты сельского хозяйства любой страны. В англоязычных странах такой подход называют «бургерономикой»[9].