Бина (сфира)


Бина́ (др.-евр.בינה‏‎; bīnāh; «Разум»; «Ум»[1]; «Мысль») — в учении каббалы о происхождении миров третья из 10 объективных[2] эманаций (прямые лучи божественного света) мироздания — так называемых «сфирот» или «сефирот» (мн.ч. от «сефира»), также «цифр» или «сфер»[1], — первых излучений Божественной Сущности, которые в своей совокупности образуют космос[2].

Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: так Бина́ и Хохма́ — это два глаза (веки) Адам-Кадмона.[1]

Первые сфироты — Свет (Кетер), Мудрость (Хохма́) и Разум (Бина́) — «чело» и «веки» Адам-Кадмона — три самые главные. В их абсолютном царстве духа нет места никакой раздвоенности. За ними следуют семь второстепенных сфирот. Раздвоение эманации на позитивную и негативную начинается только в третьей сефире («Разум»). Сфироты, получающие своё начало в третьей сефире, образуют основу для всего низшего материального мира. Контрасты и противоречия, господствующие в мире, могут впервые проявляться только в области третьей сефиры.[2]

Два параллельных принципа (Хохма́ и Бина́‎ ), внешне как бы противоположные, на деле совершенно неотделимы друг от друга: Хохма́ («Мудрость») — мужской, активный принцип; Бина́ («Разум») — женский, пассивный. Вместе Хохма́ и Бина́ ‎ дают Даат («Познание»).[2]

Первая сефира (Кетер) заключала в себе весь план мироздания во всей его временно́й и пространственной бесконечности. Отчего многие каббалисты не включали Кетер‎ в число «сефирот», так как эта сефира собственно является настоящей эманацией «Эйн-Соф» и должна быть поставлена над всеми остальными «сефирот».[2]

От этой верховной и абсолютно единой сефиры произошли затем два параллельных принципа, которые внешне кажутся как бы противоположными, но в действительности совершенно неотделимы друг от друга: один — мужской, активный, принцип, называемый Хохма́ («Мудрость»), другой — женский, пассивный, называемый Бина́ («Разум»). Соединение Хохма́ (חכמה)‎ с Бина́ (בינה)‎ даёт в результате Даат (דעת‎ ; «Познание»), то есть контраст между субъективностью и объективностью находит свое разрешение в «познании».[2]