Хохма (сфира)


Хохма́, или Хокма́[1] (др.-евр.חכמה‎‏‎; «Мудрость»; «Премудрость»)[2], — в учении каббалы о происхождении миров вторая из 10 объективных[1] эманаций (прямые лучи божественного света) мироздания — так называемых «сфирот» или «сефирот» (мн.ч. от «сефира»), также «цифр» или «сфер»[1], — первых излучений Божественной Сущности, которые в своей совокупности образуют космос[3].

Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: так, Хокма́ и Бина́ — это два глаза Адам-Кадмона[1].

После трёх главных сефирот — Свет (Кете́р; «Венец»; лоб или чело Адам-Кадмона), Мудрость (Хохма́), Разум (Бина) — следуют семь второстепенных. Раздвоение эманации на позитивную и негативную начинается только в третьей сефире («Разум»)[3].

«Хохма» передаётся в Септуагинте почти всегда через слово «София» (др.-греч. σοφία), означающее на народно-греческом языке той эпохи — койне (κοινή) — два совершенно различных понятия[2]:

Первому понятию соответствует обозначение премудрости в дидактической литературе древних евреев, так называемой литературе премудрости, пришедшей на смену пророческой литературе в эпоху глубокого упадка политической и духовной жизни еврейского народа[2] .

Второму понятию соответствует значение премудрости в иудео-александрийской философской литературе. В последней премудрость обозначает только божественный лик, являющийся в роли посредника между Богом и миром.[2]