София (философия)


Софи́я, Прему́дрость (др.-греч. Σοφία «мастерство; знание, мудрость»; ивр. חכמהХохма́) — понятие в античной и средневековой философии, иудаизме, гностицизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.

В дофилософском употреблении — разумное умение в творчестве (Гомер); «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель). Аристотель противопоставляет мудрость опыту, а также отличает ее от рассудительности. В иудаистических религиозных представлениях космическое, часто женское существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира; аналог Тары в буддизме и Матери Книги в исламе. В христианстве — Сам Христос, вочеловечившийся Бог-Слово. Однако в иудаизме и религиозной философии рассматривается иногда как олицетворённая мудрость Бога. Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

В русской религиозной философии XIXXX веков учение о Софии развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Вл. Соловьёв определил «Софию Божества» как единую субстанцию Божественной Троицы, Её всеединство (фр. tout dans l’unite), абсолютное единство, образующее мудрость, и — в противоположность Богу, как безусловно единому, — множественность, содержащую единого (осиленную им и сведённую к нему). То есть целый, живой организм, вечный как Бог.[1] София Божества порождает бесчисленное множество возможностей и вновь поглощает их[2]. Её действия начинаются в момент создания «мировой души»[3].

Термин «София» возник в Древней Греции как обозначение мудрости. У Гомера («Илиада», XV 411—412) он тесно связывается с именем богини Афины, подчёркивая атрибут строительства и упорядочения, художества и рукомесла.

Премудрость предстаёт как «художница всего» (Прем. 7:21), а также как «Святой дух» (7:22) и как «излияние славы Вседержителя» (7:25). Она участвовала в создании человека (9:2). Премудрость вышла «из уст Всевышнего» (Сир. 24:3).

В богословии Премудрость в своём отношении к Богу может рассматриваться как Его демиургическая, мироустрояющая воля. Она описывается (Прит. 8:27—31) как «художница», по законам Божественного ремесла строящая мир; в природу этой космогонической Софии-«художницы» входит «веселие».