Никео-Цареградский Символ веры


Нике́о-Царегра́дский Си́мвол ве́ры (Константино́польский Си́мвол ве́ры, греч. Σύμβολον τῆς Κωνσταντινουπόλεως, лат. Symbolum Constantinopolitanum), Нике́о-Константино́польский Си́мвол ве́ры, известный также как Credo или «Верую» — строгая догматическая формула вероисповедания, введённая на Втором Вселенском соборе в 381 году, утверждённая на Четвёртом Вселенском соборе в 451 году как полное раскрытие учения о Троице, в основу которого легли терминология и труды Великих каппадокийцев и Никейский Символ веры; используется в богослужении большинства исторических церквей.

Основу Никео-Цареградского Символа веры составляет Никейский Символ веры, cимвол Вселенского I Собора, который впоследствии перестал употребляться, хотя ещё III Вселенский Собор знает только его и не упоминает о Символе 381 года. Никейский символ, представлявший собой вероучительный текст, состоявший из положительных утверждений и анафематизмов, на II Вселенском соборе был переработан в крещальный символ, в котором не должно быть места анафематизмам. В новом символе устранены слова Никейского Символа «и во единого Господа Иисуса Христа... чрез Которого все произошло как на небе, так и на земле», тем самым отцы собора исключили возможность понимания слов «как на небе, так и на земле» в значении указания на Логос как на Демиурга, Творца, восполняющего дело Отца, Который создал лишь основные элементы мира — видимое и невидимое. В новом Символе Отец — Творец в полном смысле («неба и земли, всего видимого и невидимого»), Сын же соучаствует во всем деле творения («чрез Которого все произошло»)[1].

Выражение прежнего символа «из сущности Отца» было удалено, так как оно могло пониматься неправильно — или в субординационистско-эманационном смысле, когда Отец оказывался выше других Божественных Лиц, или в духе савеллианства, в котором вообще отсутствовали Лица, реально отличные от Отца. Каппадокийцы, исходя из того, что божественной сущностью равно обладают все три Лица, не употребляли это выражение[1].