Бин цзя


Военная школа, Школа стратегов, Школа военной философии (кит. 兵家, пиньинь bīngjiā, палл. бин цзя) — древнекитайская философская школа, существовавшая с периода Вёсен и Осеней до ранней династии Западная Хань. Основным предметом школы было изучение военного искусства. Школа рассматривала военное искусство как принцип функционирования общества и как выражение универсальных законов мироздания. Впервые упомянута в «Ханьшу», но не включена в число основных десяти школ[en], а характеризуется как отдельное направление. В XI в. при династии Сун важнейшие произведения школы были объединены в «Се­ми­кни­жие во­ен­но­го ка­но­на[en]», которое легло в основание всех тра­диционных во­ен­но-по­ли­тических доктрин в странах Восточной Азии и Вьетнаме[1][2].

В словосочетании «бин цзя» слово «бин» имело в древности очень широкий смысл, связанный со стратегией и ведением войны, а «цзя» означает «школа»[3]. «Ханьшу» сообщает, что школа военной философии складывалась среди полководцев древнекитайских царств начиная с VI—V веков до н. э. под влиянием конфуцианских взглядов на войну и насилие. Согласно конфуцианским трудам («Хун фань», «Лунь юй», «Си цы чжуань»), военные действия — наименее важное, но необходимое средство в арсенале государственных деятелей, которое должно применяться для подавления мятежей и возвращения к «гуманности» (жэнь), «благопристойности» (ли), «должной справедливости» (и?!) и «уступчивости» (кит. , пиньинь ràng, палл. жан)[1].

К числу представителей школы современные исследователи относят более 50 авторов, разделённых на четыре группы экспертов:

Среди представителей школы наиболее известны Сунь У (Сунь-цзы), Сыма Жан-цзюй[en] из периода Вёсен и Осеней, Сунь Бинь, У Ци, Вэй Ляо и Бай Ци из периода Сражающихся царств, а также Чжан Лян и Хань Синь из ранней династии Западная Хань[4].

Ссылки на Сунь-цзы из пекинского метро:Трудное в борьбе на войне – это превратить путь обходный в прямой, превратить бедствие в выгоду. Поэтому тот, кто, предпринимая движение по такому обходному пути, отвлекает противника выгодой и, выступив позже него, приходит раньше него, тот понимает тактику обходного движения (из главы VII).

Только просвещённые государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела. Пользование шпионами – самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую, действует армия (из главы XIII).