Бишр аль-Мариси


Абу Абд ар-Рахман Бишр ибн Гияс аль-Мари́си (араб. أبو عبد الرحمن بشر بن غياث المريسي‎; ок. 763; совр. Ирак — 833, Багдад) — исламский богослов, видный представитель мутазилизма, мурджиит.

Его отец — красильщик на рынке Насра ибн Малика в Куфе, как сообщается, был евреем, а Бишр, по его обращению в ислам, стал мавла Зейда ибн аль-Хаттаба[1]. Он жил в западной части Багдада, в Дарб аль-Мари (или аль-Мариси), из которого он взял свою нисбу. Умер в Багдаде в декабре 833 года в возрасте 70 лет.

В фикхе Бишр аль-Мариси хоть и придерживался в некоторых вопросах своих собственных взглядов, но считается последователем ханафитской школы. Был учеником Абу Юсуфа (ум. 798). Изучал хадисы у Хаммада ибн Саламы, Суфьяна ибн Уяйны и других мухаддисов[2].

В вопросах теологии Бишр аль-Мариси занял особую позицию, за что подвергся нападкам и со стороны суннитов (как сторонник сотворённости Корана), так и со стороны мутазилитов-кадаритов (как сторонник учения о том, что Аллах — творец людского промысла). Он разделял общую позицию мурджиитов, из-за чего мусульманские ерисеографы рассматривают его последователей, иногда называемых мариситами, как одну из ветвей мурджиитов[2]. Доказательству сотворенности Корана Бишр посвятил полемический трактат против «людей неверия и заблуждения»[3].

Он определил веру (иман) как «утверждение» (тасдик) исламского вероучения сердцем и языком, и всё, что не является тасдиком, то не является иманом; наоборот, из этого следует, что поклонение к солнцу само по себе является не неверием, а признаком неверия. С другой стороны, он считал все акты непослушания Аллаху тяжкими грехами (кабаир), но его последователи (и, предположительно, он тоже) считали это логически невозможным, в свете аята 99:7[4].

Бишр утверждал, что Коран был сотворён, за что впоследствии он был обвинён в джахмизме и мутазилизме. Различие, которое он заключил между двумя видами «воли» Аллаха, побудило его принять по вопросу предопределения промежуточную позицию между двумя крайностями джабаритов и кадаритов, что совпадает с ортодоксальной доктриной и противосторечит идее мутазилитов. Его главный ученик, ан-Наджжар[каз.], вероубеждения которого, как сообщается, были близки к тем, что были у его учителя, фактически подвергся гонению со стороны его современников мутазилитов[2].