Блей, Пол


Хаймен Пол Блей (англ. Hyman Paul Bley; 10 ноября 1932[1][2][…], Монреаль[3] — 3 января 2016[1][2][…], Черри-Вэлли[d], Нью-Йорк[4]) — джазовый пианист, известный своим вкладом в движение свободного джаза 1960-х годов, своими нововведениями в стиль игры джаз-трио, а также своими ранними выступлениями на синтезаторах Moog и Arp. Его музыка была описана Беном Рэтлиффом из New York Times как «глубоко оригинальная и эстетически агрессивная». Богатое творческое наследие Блея включает в себя записи с 1950-х годов до его сольных фортепианных записей 2000-х годов.

Блей родился в Монреале, Квебек, 10 ноября 1932 года. Его приемными родителями были Бетти Маркович, иммигрантка из Румынии, и Джозеф Блей, владелец фабрики вышивки, который назвал приемного сына Хайманом. Подростком он сменил имя на «Пол», думая, что девушкам это будет нравиться больше. Намного позже, в 1993 году, родственник из нью-йоркской ветви семьи Блей посетил джаз-клуб Sweet Basil в Нью-Йорке, когда там играл Блей, и сообщил ему, что его приемный отец на самом деле был и его биологическим отцом.

В пять лет Блей начал учиться игре на скрипке. В семь лет, после того, как его мать развелась с отцом, он решил переключиться на фортепиано. Блей оказался очень талантлив, к одиннадцати годам он уже получил малый диплом Консерватории Макгилла в Монреале. В тринадцать лет он сформировал группу, которая играла летом на курорте Сент-Агат-де-Мон в Квебеке. Подростком Пол уже играл с гастролирующими американскими группами, включая Tramp Band Ала Коуэнса (англ. Al Cowans). В 1949 году, когда Блей пошел в последний класс средней школы, Оскар Питерсон попросил Блея выполнить за него его контракт в зале Alberta Lounge в Монреале. В следующем году Блей уехал из Монреаля в Нью-Йорк и поступил в Джульярдскую школу музыки. Блей прожил в Соединенных Штатах всю свою сознательную жизнь, но никогда не отказывался от канадского гражданства.

В 1951 году, во время летних каникул в Джульярдской школе, Блей вернулся в Монреаль, где принял участие в организации Montreal Jazz Workshop. В 1953 году Блей пригласил бибоп-саксофониста и композитора Чарли Паркера в Montreal Jazz Workshop, где он играл и записывался вместе с ним, сделав пластинку Charlie Parker Montreal 1953. Когда Блей вернулся в Нью-Йорк, он нанял Джеки МакЛина, Эла Левитта и Дага Уоткинса, чтобы они отыграли вместе с ним расширенный концерт в Copa City на Лонг-Айленде.