Блох, Эрнест


Эрнест Блох (нем. Ernest Bloch; 24 июля 1880, Женева — 15 июля 1959, Портленд, штат Орегон) — швейцарско-американский композитор еврейского происхождения.

С девятилетнего возраста играл на скрипке, позднее учился как скрипач в Брюссельской консерватории у Эжена Изаи, а также у Франца Шёрга; по рекомендации Изаи занимался также композицией под руководством Франсуа Расса[4]. Затем в 19001901 гг. изучал композицию во франкфуртской Консерватории Хоха у Ивана Кнорра и Людвига Тюйе. Жил в Париже, затем в Женеве, в 1916 г. уехал в Соединённые Штаты Америки. С 1924 г. гражданин США. В 1920 г. стал первым руководителем новосозданного Кливлендского института музыки и руководил им до 1925 г., затем до 1930 г. возглавлял Консерваторию Сан-Франциско; преподавал также в других музыкальных учебных заведениях. Среди учеников Блоха, в частности, Джордж Антейл, Фредерик Джейкоби, Бернард Роджерс, Роджер Сешенс.

Среди ранних сочинений Блоха наибольшее внимание привлекла опера «Макбет» (19041906), впервые поставленная в 1910 г. и не снискавшая особенного успеха у публики, но удостоившаяся восторженного отзыва Ромена Роллана. Музыка Блоха в это время отмечена влиянием Рихарда Штрауса и импрессионизма в лице, прежде всего, Дебюсси. Второй этап творчества Блоха — начиная с «Трёх еврейских стихотворений» (фр. Trois Poèmes Juifs; 1913), симфонии «Израиль» (1916) и особенно Еврейской рапсодии «Шеломо» (собственно, «Соломон») для виолончели с оркестром (1916) — характеризуется, прежде всего, обращением к еврейской теме и, в связи с этим, отчасти к еврейскому фольклорному музыкальному материалу. По поводу «Шеломо» — самого, вероятно, известного произведения Блоха — критик Гвидо Гатти замечает: Творчество Блоха глубоко связано с атмосферой традиционного еврейского дома. Это нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных сочинений. Таковы «Три еврейские поэмы» для оркестра (Trois poèmes juifs, 1913); симфония № 2 «Израиль» (Israel, 1917); «Шломо», еврейская рапсодия для виолончели с оркестром (Schelomo: a Hebrew rhapsody, 1915—1916); «Баал Шем», три картины из жизни хасидов для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); Псалмы (Psalms, 1912—1914); «Еврейская сюита» для альта и фортепиано (Suite Hèbraique, 1923); «Глас вопиющего в пустыне», симфоническая поэма с солирующей виолончелью (Voice in the Wilderness, 1937); наконец, одно из наиболее известных сочинений Блоха — синагогальная служба «Аводат Хакодеш» для смешанного хора и оркестра (Avodath Hakodesh, 1934).