Блюграсс


Блюграсс (кантри-энд-вестерн[1], англ. Bluegrass) — жанр американской сельской музыки кантри, происходящий из региона Аппалачей, в первую очередь штата Кентукки («штат мятлика»), которому обязан своим названием (bluegrass — мятлик). Корни этого стиля уходят в ирландскую, шотландскую и английскую традиционную музыку. Блюграсс является причудливой смесью музыки иммигрантов с Британских островов, а также афроамериканских джаза и блюза.

В блюграссе, как и в некоторых формах джаза, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает блюграсс от другой американской кантри-музыки, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент. Блюграсс — это акустический стиль; электрические инструменты используются редко.

Применительно к музыке термином «блюграсс» изначально описывался стиль Билла Монро и его струнной группы The Bluegrass Boys, который стал широко копироваться другими исполнителями и в итоге оформился в отдельный музыкальный жанр[2].

В отличие от современного кантри, блюграсс основывается главным образом на акустических струнных инструментах: скрипке, пятиструнном банджо, акустической гитаре, мандолине и контрабасе[2]. Ранние блюграсс-коллективы как правило использовали именно такой набор инструментов, характерный с конца XIX века для англоамериканских струнных ансамблей[англ.], популярных на Юге США, из традиций которых жанр в значительной мере и развился. Вскоре наличие этих пяти инструментов в блюграсс-группе стало стандартом[3]. Иногда их дополняет резонаторная гитара до́бро, на которой обычно играют при помощи металлического слайда[2]. Некоторые команды используют аккордеон, губную гармонику, фортепиано, ударные, электрогитару и другие инструменты.

Для блюграсс-групп также характерно исполнение заводных быстрых мелодий[4]. Как и в большинстве образцов музыки кантри, в блюграссе выделяется слабая доля, но при этом для жанра типична игра с легким подхлёстом или явным опережением, чтобы создать свойственное ему энергичное звучание (в отличие от блюза или джаза, которые часто играются, напротив, с небольшой оттяжкой)[2]. Подчёркивая соответствующие ритмические и динамические особенности инструментального звучания блюграсса, известный фольклорист Алан Ломакс в 1959 году описал его как folk music in overdrive (с англ. — «перевозбуждённая народная музыка»)[4].