Блюзовый квадрат


Блюзовый квадрат — принятое в России разговорное обозначение формы двенадцатитактового блюза (англ. 12-bar blues, нем. Zwölferblues). Для блюзового квадрата характерен следующий гармонический план:

Эта типовая последовательность гармоний в англоязычной литературе описывается как blues progression[1]. В немецком музыкознании для описания блюзового квадрата используется термин «12-тактовая блюзовая строфа» (нем. zwölftaktige Bluesstrophe)[2]. Ю. Н. Холопов называет блюзовый квадрат «блюзовой формой»[3]. Блюзовый квадрат широко используется джазовыми музыкантами как наиболее простая, общеизвестная гармоническая схема и форма в джем-сессиях, реже — как основа для студийных джазовых композиций.

В 1950-е годы блюзовый квадрат был ассимилирован музыкантами рок-н-ролла, стал чрезвычайно типичным для этого стиля (например, положен в основу хита «Rock Around the Clock» Макса Фридмана). Блюзовый квадрат использовался также в позднейших видах и жанрах неакадемической музыки, испытавших влияние американского рок-н-ролла (например, в песне The Beatles «Birthday»).