Богданович, Евгений Васильевич


Евге́ний Васи́льевич Богдано́вич (26 февраля (10 марта) 1829 — 1 (14) сентября 1914, Ялта) — генерал от инфантерии, писатель.

Именем Е. В. Богдановича в 1885 году была названа станция Оверино Екатеринбурго-Тюменской железной дороги, позже превратившаяся в город Богданович — центр городского округа Богданович Свердловской области.

Принадлежал по отцу к старинному дворянскому роду Богдановичей Херсонской губернии; мать — урождённая Альбрант.

Евгений Васильевич Богданович окончил Морской кадетский корпус, службу начинал на Черноморском флоте: в качестве гардемарина (1843), а затем мичмана (1846). В 1851 году оставил службу на флоте и был назначен в чине прапорщика адъютантом при Новороссийском генерал-губернаторе.

В 1861 году Богданович в чине полковника состоял в Министерстве внутренних дел. На этой службе он внёс значительный вклад в организацию пожарных команд по всей России. С 1861 года по предложению министра П. А. Валуева он исследовал положение пожарной и страховой части в 15 губерниях, организовал общественные пожарные команды, основал школу брандмейстеров. Активно продвигал идею строительства ряда железных дорог; в 1866 году он был направлен в Вятскую и Пермскую губернии для борьбы с последствиями неурожая; в отчёте о работе Богдановичем было предложено для предупреждения голода в Уральском крае в будущем построить железную дорогу «из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени», которая «будучи впоследствии проложенной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение» — один из ранних проектов Сибирской железной дороги — будущий Транссиб. Получив необходимые средства на «Проект сибирско-уральской железной дороги» (1868), Богданович в 1868—1869 годах организовал изыскания, в результате которых был разработан детальный план строительства дороги Казань-Екатеринбург-Тюмень[3]. В ноябре 1867 года он стал почётным гражданином Тюмени; многие жители городов, через которые планировалось провести железную дорогу, избрали его своим почётным гражданином (Екатеринбург, Камышлов, Сарапул), а его имя было увековечено в названии одной из узловых станций под Екатеринбургом — «Богданович». Хотя трасса Транссиба прошла южнее, через Миасс и Курган, в 1886 году начала действовать дорога Екатеринбург—Тюмень. В этом же году было издано сочинение «О сибирской железной дороге» (1886).

Глубоко религиозный, по признанию современников, человек, он был избран старостой Исаакиевского собора (1878).