Богоносец


Богоносец (богонос, богоноша[1]; др.-греч. — Θεοφόρος) — человек носящий в себе Бога[2], непосредственно выражающий идею Бога и выполняющий великую религиозную миссию[3]. Ранее на Руси богоносцами также называли тех верующих, кто носит иконы на Святой неделе и в крестных ходах или же собирающих подаяние на церковь с иконою на груди[2].

Игнатий Богоносец — священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова. Сведений о его жизни и епископской деятельности практически не сохранилось. Носил прозвище «Богоносец», которое встречается и в его посланиях (например, пролог к ефесянам, к магнезийцам). По легенде, приводимой Симеоном Метафрастом, Игнатий — это то самое дитя, которое некогда Иисус взял на руки и, обращаясь к ученикам, сказал: «Если не уподобитесь этому дитяти, то не войдёте в Царствие Божие»; отсюда и его прозвание — Богоносец.

…употребляется как почетное наименование в приложении к святым отцам вообще; в частности, оно усвояется святому Игнатию, епископу Антиохийскому, по преимуществу, и он обыкновенно называется: Игнатий Богоносец. Он сам в своих посланиях говорит, что носит в себе Христа и в этом смысле называет себя Θεοφόρος. Другие же переносят ударение на предпоследний слог Θεόφορος (носимый Богом) и видят здесь намек на сказание, что св. Игнатий и был тот ребенок, которого Иисус Христос взял на руки и показал своим ученикам как образец смирения и простосердечия (Матф. XVIII, 2—4, Марк. IX, 36). Ср. Ph. Schaff, «Geschichte d. alten Kirche».[2]

В некоторых мистических и славянофильских теориях зачастую употребляется также как эпитет русского народа. Бердяев даже выводит этот эпитет в качестве названия своей книги «Русский народ. Богоносец или хам?»[4].