Богородицк (усадьба)


Усадьба Бобринских — дворцово-парковый комплекс в городе Богородицке Тульской области. Располагается на территориях, принадлежавших императрице Екатерине II, которые она в 1765 году передала своему внебрачному сыну Алексею Григорьевичу Бобринскому. В комплекс входят здание дворца, образец раннего русского классицизма, въездная башня в стиле нарышкинского барокко, Свято-Казанский храм и обширный пейзажный парк. На базе усадьбы в 1918 году был создан культурно-исторический музей, который в настоящее время называется Богородицкий дворец-музей и парк. Музей знакомит посетителей с творчеством создателей дворцово-паркового ансамбля и с убранством интерьеров рубежа XVIII—XIX столетий[1].

В 1763 году Богородицк исключили из штатного расписания уездных городов империи, а через два года с волостью села Бобрики передали из Конюшенного ведомства в особое ведение генерал-поручика князя Сергея Гагарина как собственность её императорского величества. Эти волости Тульского наместничества, лично принадлежавшие Екатерине II, предназначались для её незаконнорожденного сына от Григория Орлова, Алексея, который впоследствии получил фамилию Бобринский — по названию усадьбы в Бобриках.[2][3]

Ансамбль начал строиться на месте развалившейся Богородицкой крепости, сооруженной в 1660 годах. Проектированием занимался начинающий архитектор Иван Старов, который в 1780-е годы прославится созданием Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Летом 1773 года был заложен первый камень в основание Богородицкого дворца, строительство которого продолжалось до 1784 года. Старов, разработав чертежи дворца и парка, личного участия в строительстве не принимал, а руководил работами петербургский архитектор Яков Ананьин.[2]

Здание дворца было построено на высоком левом берегу реки Упёрты, на остатках земляных валов старой крепости.[2] Дворец представлял собой двухэтажное прямоугольное в основании здание на высоком цокольном этаже, украшенное легким бельведером. Западный фасад дворца по центру имел полукруглый выступ, определивший форму овальных залов внутри здания. Восточный фасад украшен портиком из четырёх тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа. По проекту Старова овальная часть дворца отводилась под парадные залы, северное крыло — для гостиных, а южное — под кабинет и спальни. Через год после окончания строительства нижние апартаменты дворца расписал калужский художник Михайлов.

Весной 1774 года по проекту Старова рядом с дворцом началось строительство усадебной Казанской церкви. Небольшой однокупольный храм также был выполнен в стиле раннего классицизма, а иконы для него писал художник Некрасов, учившийся в Академии художеств.[4][5]