Богословский горный округ


Богословский горный округ (Богословские заводы) — самый северный горный округ на Урале, располагавшийся в Верхотурском уезде Пермской губернии. Отличительной чертой округа являлась огромная площадь лесного хозяйства, а также исключительное богатство рудных месторождений.

Начало деятельности округа было положено во второй половине XVIII века, когда верхотурский купец Максим Михайлович Походяшин (1708—1781) заявил о начале разработки рудных месторождений. В 1757 году Походяшин получил разрешение на открытие новых заводов и в 1758 году основал сперва Петропавловский завод (ныне город Североуральск), в 1760 году купил Николае-Павдинский завод и в 1758 году открыл Турьинские рудники (ныне город Краснотурьинск), а в 1768—1771 годах построил Богословский медеплавильный завод (ныне город Карпинск)[1]. Ввиду того, что Богословский медеплавильный завод был крупнейшим и важнейшим объектом обширных Походяшинских владений, здесь начал формироваться их административный центр. Производство меди стало ведущей отраслью округа. На производстве были заняты приписные крестьяне из Чердынского уезда. Ежегодно в период с 1780 по 1790 год выплавлялось около 36 000 пудов (около 576 тонн) меди.

4 декабря 1796 года в ведомство Берг-коллегии отошли Богословские предприятия Урала[2]. В августе 1806 года император утвердил горным начальником Гороблагодатских и Камских заводов обер-берггауптмана 4-го класса А. Ф Дерябина, ему же поручалось управление Богословским горным округом[3]. В конце 20-х — начале 30-х гг. XIX века на уральских заводах были сформированы оренбургские линейные батальоны. На Богословских и Гороблагодатских заводах располагался 9-й оренбургский линейный батальон.

Первый участок узкоколейной железной дороги Богословский завод — Турьинские рудники, длиной 16 верст был открыт осенью 1883 года. В 1886 году был открыт следующий участок от Турьинских рудников до пристани на реке Сосьве, расположенной у села Филькино у реки Сосьва. Вначале дорога имела название Богословской (так по крайней мере пишет сам А. А. Ауэрбах в своем докладе в Горном журнале за 1888 год). На этот же год и ссылается журнал «Всемирная иллюстрация». Позднее дорога получила название Богословско-Сосьвинской. К концу 1890-х годов узкоколейная железная дорога была удлинена до 50 верст (53 км), она соединила Богословский завод с Богословским и Фроловским медными рудниками, Ауэрбаховским железным рудником, Надеждинским заводом и Черноярской дровяной пристанью[4]. На Пермском сталепушечном заводе были куплены два 8-тонных паровоза, рудовозные вагоны и платформы[5] (скорее всего, в целях экономии были куплены бывшие в употреблении паровозы, так как Пермский сталепушечный завод никогда не выпускал паровозы).

Лесоматериал доставлялся на заводы гужевым транспортом и сплавом по рекам Сосьве, Ваграну, Какве, Турье и др.