Бойня на «Зонге»


Бойня на «Зо́нге» (англ. Zong massacre) — убийство около 140 рабов-африканцев[К 1], совершённое экипажем британского невольничьего судна[англ.] «Зонг» во время плавания из Аккры на Ямайку в конце ноября — начале декабря 1781 года. Когда на судне, сбившемся с курса из-за навигационной ошибки, иссяк запас пресной воды, члены судовой команды в течение нескольких дней утопили часть рабов, выбросив их связанными за борт. По окончании рейса владелец «Зонга» — ливерпульский работорговый синдикат, заранее застраховавший жизни перевозимых на судне рабов, потребовал у страховой компании покрытия убытков, понесённых фирмой из-за «гибели товара в море». Отказ страховщика возместить ущерб привёл к серии судебных слушаний, по результатам которых было решено, что в определённых обстоятельствах умерщвление рабов может считаться законным, и страховая компания обязана выплатить клиенту-работорговцу страховое возмещение за их смерть.

Тяжба работоргового синдиката со страховой компанией привлекла внимание известного британского аболициониста Грэнвилла Шарпа, попытавшегося возбудить судебный процесс по обвинению экипажа «Зонга» в преднамеренном убийстве. Общественное возмущение, вызванное расправой на «Зонге», способствовало росту аболиционистского движения в Великобритании и за её пределами.

Событиям на «Зонге» посвящён ряд произведений литературы и искусства, в том числе картина выдающегося британского живописца-романтика Уильяма Тёрнера «Невольничье судно[англ.]» (1840).

Судно «Зонг» сначала носило название «Зорг» (голл. осторожность), данное собственниками — Middelburgsche Commercie Compagnie. «Зорг», имевший порт приписки в Мидделбурге, плавал в качестве невольничьего судна, и в 1777 году совершил успешное плавание на побережье Суринама[3]. «Зорг» представлял собой так называемое «судно с квадратной кормой» грузоподъёмностью в 110 тонн (согласно традиционному способу обмера)[4]. 10 февраля 1781 года судно было захвачено британским 16-пушечным кораблём Alert. 26 февраля Alert и его трофей «Зорг» прибыли к замку Кейп-Кост на побережье современной Ганы[5].

В начале марта 1781 года судно было приобретено владельцем судна William от лица синдиката ливерпульских торговцев[6]. Синдикат составляли Эдвард Уилсон, Джордж Кейс, Джеймс Эспнелл, Уильям, Джеймс и Джон Грегсоны[7]. С 1747 по 1780 годы Уильям Грегсон получил доход от 50 плаваний за невольниками и в 1762 году занимал пост мэра Лондона[8]. К концу его жизни на борту кораблей, в которых он имел долю, был перевезён 58 201 невольник из Африки[9].