Бойня (картина)


«Бойня» — картина русского, советского и американского художника Николая Фешина. Современные искусствоведы считают, что полотно создано в Казани и работа над ним была начата в 1904 году, но по-разному датируют время прекращения работы художника (1916, середина 1910-х годов, 1919 или даже начало 1920-х годов)Перейти к разделу «#История создания картины». Картина входит в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани[2] и демонстрируется в постоянной экспозиции зала Николая Фешина в Национальной художественной галерее «Хазинэ»[3]Перейти к разделу «#Картина в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан».

Картина «Бойня» представляет в творчестве художника редкий для него бытовой жанр. Она — одна из всего четырёх его крупных по размеру работПерейти к разделу «#Картина в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан». В персонажах полотна современные искусствоведы опознают самого художника и его отца, а само полотно связывают не только с экспедицией юного Николая Фешина в Южно-Енисейскую тайгу, но и с кровавыми событиями Первой мировой или Гражданской войны в России, которые совпали со зрелостью мастера. Исследователи детально анализируют композицию, цветовое решение и технику нанесения красок художникомПерейти к разделу «#В оценке искусствоведов и зрителей».

Интерес, с точки зрения искусствоведов, представляет процесс работы художника над картиной «Бойня»: Николай Фешин создавал объёмные изображения животных и мясников в качестве моделей-набросков для полотна, немногочисленные сохранившиеся эскизы к нему представляют собой абстрактные композиции — «вихрь мазков и линий, лишь отдалённо напоминающих реальные образы»Перейти к разделу «#Картина в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан».

Заколот бык, и группа работников бойни разного возраста готовится к свежеванию его мёртвой туши[4]. Действие картины, по предположению российского искусствоведа Галины Тулузаковой, происходит под навесом (или в помещении), так как только в левой верхней части полотна можно увидеть небо[5].

На первом плане изображён лежащий на полу бык с перерезанным горлом. Из него льётся кровь, холодный бирюзовый цвет глаза на кровавом фоне придаёт картине, по словам советского искусствоведа Петра Дульского, «острую жуть». Над быком наклонились два мясника[6]. Их движения уверенны и неторопливы[7]. На заднем плане работник бойни верёвкой подтаскивает ещё одно упирающееся животное. Несколько дальше вправо расположена висящая туша, с которой работник сдирает шкуру. С левой стороны туши спиной к ней стоит работник, одетый в рабочий костюм мясника с фартуком. Это одеяние не соответствует тому, которое полагается по еврейскому ритуалу (именно его, по мнению Петра Дульского, выбрал для изображения художникПерейти к разделу «#Работа художника над полотном»). Этот работник тщательно вытирает лезвие своего ножа[6][7]. На левом краю первого плана находятся мальчики-подмастерья (один — спиной к зрителю, другой — анфас). Они, не обращая внимания на происходящее, играют бычьим пузырём (вероятно, надувают его[7])[4].