Бологое-Московское


Болого́е-Моско́вское — узловая железнодорожная станция в городе Бологое на главном ходу Октябрьской железной дороги Москва — Санкт-Петербург, а также на линиях на Псков, Великие Луки и Сонково. Станция известна тем, что располагается практически посередине между Москвой и Санкт-Петербургом (точнее, расстояние до Санкт-Петербурга меньше на 12 км, чем до Москвы)[2], что и обыгрывается в песне «Бологое» из репертуара ВИА «Весёлые ребята».

Станция, I класса, была открыта 1 (13) ноября 1851 года, под названием - Бологовская, в составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Название станции происходит от близь лежащего озера Бологое и было утверждено приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года. После переименовании дороги 8 (20) сентября 1855 года, станция в составе Николаевской железной дороги, а в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог - Бологое[3].

Первоначально на станции было построено типовое одноэтажное каменное здания вокзала длиной 115 метров, которое расположено между железнодорожных путей ( здание вокзала окончательно построено в 1854 году ) по проекту архитектора Желязевича Р.А., — помощника Константина Тона, с двумя каменными платформами с обеих сторон, покрытые у пассажирского здания навесами. Пространство между подпорными стенками этих платформ было засыпано землёй и поверху уложен настил из Путиловской плиты. Также на станции построено круглое кирпичное паровозное депо на 22 секции ( 18 стойл для паровозов по 15 метров + 4 пути сквозные ) с поворотным кругом 13,3 метра. В 1869 году окончено строительство нового прямоугольного депо на 12 паровозов. В 1869-1872 годах на станции производились работы по удлинению 13 стойл в круглом депо[4].

После постройки Бологое — Рыбинской железной дороги, которая сдана в эксплуатацию 4 июня 1870 года, станция превращена в узловую и вследствие чего пришлось расширить пассажирское здание. Работа произведена в 1877 году. Над зданием построен второй этаж, в который перенесена часть служебных помещений с первого этажа и отведены квартиры для некоторых агентов службы эксплуатации. Впоследствии, с развитием пассажирского движения, обнаружилась недостаточность помещения для пассажиров III класса, вследствие чего в 1893-97 годах удлинён первый этаж здания[5][6].

11 ноября 1897 года от станции была открыта Бологое — Псковская линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В 1902 году началось строительство Бологое — Полоцкой железной дороги, в связи с этим планировалось построить новую станцию недалеко от ст Бологое с проектным названием Бологое-Полоцкое. В 1903 году станция Бологое была переименована в Бологое Николаевское[7]. 1 января 1907 года открыта Бологое — Полоцкая линия Николаевской железной дороги.