Октябрьская железная дорога


Октя́брьская желе́зная доро́га (ОктЖД) (до 1923 года — Николаевская железная дорога) — один из 16 территориальных филиалов холдинга ОАО «Российские железные дороги», занимающийся эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры северо-западных областей России (кроме Калининградской области), в том числе линии, объединяющей Санкт-Петербург и Москву. Управление находится в Санкт-Петербурге, от него же отсчитываются все расстояния в пределах дороги (на всех остальных территориях РЖД — от Москвы). В состав дороги входит инфраструктура до Ленинградского вокзала Москвы, в том числе проходящая непосредственно по территории Москвы и Московской области. Участок Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург — Павловск занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 540-034c).

27 февраля 1923 года приказом № 1313 наркома путей сообщения Ф. Э. Дзержинского в ознаменование Октябрьской революции Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую[2].

30 октября 1837 года была запущена Царскосельская железная дорога: Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга — Царское Село — Павловск, протяжённостью 27,5 км, шириной колеи 1829 мм. Паровозная тяга, вместо конной, на всём протяжении дороги была введена весной 1838 года. Время следования составляло 42 минуты при средней скорости 32,8 км/ч. Автор проекта и руководитель строительства — чешский инженер Ф. А. Герстнер.

15 сентября 1841 года — проект железной дороги между Петербургом и Москвой, составленный профессорами Института корпуса инженеров путей сообщения П. П. Мельниковым и Н. О. Крафтом, был представлен императору Николаю I. Дорога по протяжённости значительно превосходила все существовавшие за рубежом магистрали. С учётом разъездов и станционных веток составила 652 км. Петербург — Московская дорога была задумана как двухколейная, с паровой тягой и скоростью движения пассажирских поездов 37,4 км/ч.

1 (13) февраля 1842 года императором Николаем I подписан Указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой[3]. Работы по строительству этой железной дороги были начаты в мае 1843 года, одновременно с двух сторон — от Санкт-Петербурга и от Москвы.

16 августа 1851 года — по построенной двухпутной Петербурго-Московской железной дороге от Николаевского вокзала Санкт-Петербурга до Николаевского вокзала Москвы прошли первые поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков. Спустя три дня проследовал императорский поезд. Железная дорога имела протяжённость 649,7 км. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной колеёй для всех железных дорог Российской империи, а затем и СССР (до 1970-х годов). В пределах магистрали было построено 184 моста, 19 путепроводов, проложено 69 труб. К моменту открытия дороги Александровским механическим заводом было построено 121 грузовых и 43 пассажирских паровоза и более 2500 вагонов и платформ.