Железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва


Линия Санкт-Петербург — Москва — двухпутная (за исключением отдельных участков) железнодорожная магистраль протяжённостью 645 километров.

Является первой двухпутной железной дорогой, построенной на территории Российской империи. На момент строительства была длиннейшей в мире двухпутной железной дорогой. Принятая при строительстве дороги ширина колеи 1524 мм стала стандартом для русских железных дорог (за что теперь известна как Русская колея).

Международный союз железных дорог определяет высокоскоростные железнодорожные линии, как железнодорожные трассы, обеспечивающие движение скоростных поездов со скоростью не менее 200 км/ч для обычных модернизированных железнодорожных трасс и 250 км/ч или быстрее для специально построенных под высокие скорости трасс[2][3]. По стандартам международного союза железных дорог в настоящий момент в России нет специально построенных под высокие скорости высокоскоростных железнодорожных магистралей (со скорость свыше 250 км/ч)[4][5]. Однако по стандартам международного союза железных дорог железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва, является первой модернизированной высокоскоростной железнодорожной магистралью в России (со скорость свыше 200 км/ч). Большую часть пути Москва — Санкт-Петербург поезда следуют с максимальной скоростью 200 км/ч; на участке Окуловка — Мстинский мост — до 250 км/ч, минимальное время в пути между двумя столицами составляет 3 ч 30 мин[5].

В настоящее время линия обслуживается двумя регионами Октябрьской железной дороги: Санкт-Петербургским (участок Санкт-Петербург-Главный — Окуловка) и Московским (участок Угловка — Москва-Пассажирская). Соединяет станции Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал) и Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал). На всём протяжении на линии четырёхзначная светофорная автоблокировка в связи с увеличенным тормозным путём высокоскоростных поездов. Отсчёт километража ведётся от Санкт-Петербурга до Москвы.

На территории Москвы и Московской области является единственной из 11 радиальных линий, которое принадлежит не Московской железной дороге, а Октябрьской. Это связано с первичной ролью Петербурга как столицы России во времена строительства дороги в царствование Николая I, в те же времена на петербургском терминале линии с постройки Соединительной ветви начал формироваться первый в России Санкт-Петербургский железнодорожный узел, следом за ним Московский железнодорожный узел, что положило начало формированию всей железнодорожной сети России и СССР. Линия напрямую связывает два этих крупнейших в стране узла. С начала XXI века на ней почти отсутствует грузовое движение, так как она полностью загружена пассажирскими составами, в том числе первыми в России высокоскоростными поездами «Сапсан».


Железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва (Европейская часть России)
Красная точка
Москва-Пассажирская
Красная точка
Поварово
Красная точка
Решетниково
Красная точка
Тверь
Красная точка
Лихославль
Красная точка
Бологое-Московское
Красная точка
Угловка
Красная точка
Окуловка
Красная точка
Чудово
Красная точка
Тосно
Красная точка
Санкт-Петербург - Главный
Узловые станции