Соединительная ветвь (железнодорожная линия в Петербурге)


Соединительная ветвь, Соединительная ветка, Соединительная линия — название железнодорожной линии в пределах городской черты Петербурга, построенной как участок Николаевской железной дороги[1] для соединения с Петербурго-Варшавской железной дорогой.

В истории железнодорожного транспорта России Соединительная ветвь имеет особое значение, так как она сформировала первый в России железнодорожный узел. Создание ветви потребовалось для обслуживания нараставших объёмов грузовых железнодорожных перевозок, на которые массированно переориентировалась индустриальная экономика с речных путей, что было важным этапом экономического развития страны.

Соединительная ветвь длиной 4 версты 214 саженей (4724 м) в один путь была построена государством в 1853 году и открыта для движения в 1854 году. Линия начиналась на 3 версте от Петербургской станции (Петербурго-Московской железной дороги) проходя через Волково поле, огибая «Артиллерийскую лабораторию» (позже здесь разместился Учебный воздухоплавательный парк), пересекалась с путями Царскосельской железной дороги в одном уровне и соединялась с путями Петербурго-Варшавской железной дороги у Варшавского вокзала. На ветке было построено 7 деревянных мостов.

В 1857 году с передачей Петербурго-Варшавской железной дороги Главному обществу российских железных дорог, ветвь поступила в ведение данного общества.

3 ноября 1861 года, по изменённому уставу, переходит к Николаевской железной дороги с правом совместного пользования и содержанием обеих дорог.

В 1869[2] (1870)[3] , по распоряжению Министерства путей сообщения Главным обществом российских железных дорог была устроена на пересечении с Царскосельской дорогой новая полустанция Кресты. Её предназначением было сортировать товарные вагоны и не допускать столкновений с идущими перпендикулярно поездами.