Железнодорожный транспорт в Московской области


Железнодорожный транспорт в Московской области представлен 11 железнодорожными магистралями, расходящимися от Москвы, и ответвлениями от них, а также Большим железнодорожным кольцом, соединяющим все направления. История железнодорожного транспорта на территории современной Московской области начинается с 1851 года, когда железная дорога пришла из Петербурга в Москву; основные радиальные линии от Москвы были построены во второй половине XIX — первой половине XX века. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет 2172,4 километра[1], большинство из них электрифицированные, а по густоте железнодорожной сети регион занимает одно из первых мест в России.

Большинство железнодорожных линий общего пользования на территории области принадлежат Московской железной дороге и обслуживаются ОАО "ЦППК", исключение составляют:

В Московской области хорошо развито пригородное пассажирское сообщение, которое в основном представлено электропоездами, соединяющими Москву с населёнными пунктами Московской и соседних с ней областей).

Первая железнодорожная линия на территории современной Московской области (Петербурго-Московская железная дорога) была построена в конце 1840-х годов, официально открыта в 1851 году[2]. Радиальные железнодорожные линии от Москвы в разных направлениях были построены во второй половине XIX — начале XX века: в 1861 году открылось движение на Петушки — Владимир, в 1862 году — на Сергиев Посад и на Коломну, в 1864 году — на Рязань (через Коломну), в 1866 году — на Серпухов, в 1867 — на Тулу (через Серпухов), в 1870 году — на Можайск — Смоленск и на Ярославль (через Сергиев Посад), в 1899 году — на Калугу — Брянск, в 1900 году — на Савёлово и на Ожерелье — Павелец, в 1901 году — на Волоколамск — Шаховскую, в 1912 году — на Черусти[3].

В 2000-е годы началась реализация проектов по организации скоростного пригородного железнодорожного сообщения Москвы с городами Московской области; в Мытищи, Болшево, Пушкино, Раменское, Железнодорожный запущены поезда «Спутник», делающие по пути минимальное количество остановок. Развитие Московского железнодорожного узла отражено в Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла до 2020 года, согласно которой планируется строительство крупных мультимодальных логистических комплексов в районе станций Белый Раст и Белые Столбы, реконструкция крупных железнодорожных станций Орехово-Зуево и Ожерелье, и многие другие мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры[4].

Железные дороги в Московской области являются частью Московского железнодорожного узла и имеют радиально-кольцевую структуру.