Царское Село (станция)


Железнодорожный транспорт в Российской империи открыт в 1837 году указом императора Николая Павловича. Станция Царское Село до столицы империи — Санкт-Петербурга была открыта в составе первой в России Царскосельской железной дороги, до 22 мая 1838 года являлась конечной станцией.

Первое здание станции было построено на границе города в 1837 году по проекту архитектора Г. Фоссати (итал. Gaspare Fossati) в стиле английской готики. Он представлял собой двухэтажное кирпичное здание с четырёхугольной башней-шпицем и двумя боковыми одноэтажными деревянными крыльями. К одноэтажным корпусам были пристроены навесы, опирающиеся на чугунные столбы и кованые фигурные кронштейны.

В 19021904 годах на месте старого здания Обществом было построено новое по проекту группы архитекторов под руководством С. А. Бржозовского. Симметричное в плане здание было возведено в формах западноевропейской средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эклектики. Слева от вокзала был возведён Великокняжеский павильон[3]. Обе постройки были разрушены в войне 1941—1945 годов.

После революции, в 1918 году станция была переименована вместе с городом в Детское Село[4] и сохранила это название и после того, как в 1937 году город получил имя А. С. Пушкина в память о столетии убийства поэта.

В 1921 году Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога была расформирована и Петроградская сеть перешла в введение Северо-Западных железных дорог, станция перешла в введение данной дороги[5].

В 1929 году Октябрьская железная дорога и Северо-Западные железные дороги были слиты в одно управление — Октябрьские железные дороги, станция вошла в состав данной дороги[6].