Большие купальщицы (картина Сезанна)


«Большие купальщицы» — картина Поля Сезанна, впервые выставленная в 1906 году. Является крупнейшей в серии «Купальщиц» художника, что отражено в её названии. Прочие работы серии хранятся в Нью-Йоркском музее современного искусства, Лондонской национальной галерее, Фонде Барнса в Филадельфии и Чикагском институте искусств. Картина считается шедевром модернизма[1] и одной из лучших работ Сезанна[2].

С каждой новой версией «Купальщиц» Сезанн всё больше отодвигался от традиционной живописи, намеренно усложняя картины для восприятия[3], дабы избежать мимолётных тенденций в изобразительном искусстве и подготовить почву будущим поколениям художников для создания картин вневременной ценности[3]. Картина, изображающая абстрактных обнажённых женщин, отличается напряжённостью и плотной симметричной компоновкой, встраивающей фигуры в треугольную структуру из окружающих деревьев и реки[4]. Использование техники, обычно применяемой для создания пейзажей и натюрмортов, вызывает реминисценции работ Тициана и Питера Пауля Рубенса[5]. Картину также часто сравнивают с другой известной работой того времени — «Авиньонскими девицами» Пикассо[6][7].

Сезанн работал над картиной в течение семи лет, и на момент его смерти в 1906 году она оставалась незавершённой[8]. Картина была приобретена в 1937 году за 110 000 долларов на средства целевого фонда художественного музея Филадельфии его основным благотворителем Джозефом Уайденером у американского коллекционера Лео Штайна[9]. Приобретение картины, в целом одобренное общественностью, тем не менее было подвергнуто критике в газете «The Philadelphia Record», обратившей внимание, что 10 % жителей Филадельфии не имеют даже ванн, и что средства можно было потратить более разумным образом[9]. Хотя художественные таланты Сезанна всегда подвергались нападкам критиков, один из них заметил, что «в своих неуклюжих купальщицах Сезанн воплотил верх беззаботного летнего блаженства»[10]. Картина была представлена в телевизионном сериале BBC Two «100 великих картин».