Бонёр, Роза


Роза Бонёр (фр. Rosa Bonheur, полное имя Мари́-Розалия Бонёр, фр. Marie-Rosalie Bonheur; 16 марта 1822, Бордо — 25 мая 1899, Томери) — французская художница, одна из крупнейших анималисток XIX века.

Роза Бонёр родилась 16 марта 1822 года в городе Бордо, самым старшим ребёнком в семье художников[3]. Её мать Софи Бонёр (1797—1833), урождённая Маркис, преподаватель фортепиано, умерла, когда Розе было одиннадцать лет. Отец, Оскар-Раймон Бонёр, художник-пейзажист и портретист, поощрявший художественные таланты детей[4], был первым и единственным учителем Розы[5]. Несмотря на еврейское происхождение[6], семья Бонёр придерживалась сенсимонизма, христианско-социалистической течения, которое способствовала образованию женщин наряду с мужчинами. Её младшая сестра, Жюльетт, также стала художницей, из двух братьев Огюст (1824—1884) стал художником-пейзажистом и анималистом[5], а Исидор-Жюль, — скульптором. Исследователь Фрэнсис Гальтон использовал Бонёр в качестве примера «Наследственного гения» в своём одноимённом эссе 1869 года[7].

Семья Бонёр переехала в Париж в 1828 году. По семейным свидетельствам, Роза была непослушным ребёнком и ей было трудно учиться читать. Прежде чем она смогла начать говорить, она рисовала карандашами по нескольку часов в день[8]. Её мать учила её читать и писать, просив выбирать и рисовать различных животных для каждой буквы алфавита[9]. Художница приписывает свою любовь к рисованию животных к этим урокам чтения со своей матерью.

В детстве она была непослушным ребёнком, в связи с чем, её исключали из нескольких школ[10]. После неудачного ученичества у швеи в возрасте двенадцати лет, отец взял на себя обязательство обучать её художественному ремеслу. Он поощрял её интерес к рисованию животных, принося живых животных в студию семьи для изучения[11].

Следуя традиционной учебной программе художественной школы того времени, Бонёр начала своё обучение, копируя изображения из книг для рисования и зарисовывая гипсовые модели. По мере обучения она проводила исследования одомашненных животных, в том числе лошадей, овец, коров, коз, кроликов и других животных на пастбищах в окрестностях Парижа, на открытых полях Вилье возле Леваллуа-Перре и ещё Буа де Булонь[12]. В четырнадцать лет она начала копировать картины в Лувре[4]. Среди её любимых художников были Никола Пуссен и Рубенс, но она также копировала картины Паулюса Поттера, Франса Пурбуса-мл, Луи Роберта, Сальваторе Розы и Карела Дюжардена[12].

Она изучала анатомию и остеологию животных на скотобойне в Париже и в Национальном ветеринарном институте в Париже[13]. Там она подготовила подробные этюды, которые позже использовала для своих картин и скульптур. В этот период она подружилась с отцом и сыном, анатомами и зоологами, Этьеном Жоффруа Сент-Илером и Изидором Жоффруа Сент-Илером[14].