Бортовой киль


Бортовóй киль (В XIX веке назывался «боковым», в середине XX — «бортовым») — специальное устройство, расположенное на скуловой части обвода некоторых кораблей. В отличие от традиционного киля, служащего прежде всего для обеспечения прочности корпуса судна, основным назначением бортового киля является уменьшение боковой качки во время движения[1][2]. Они представляют собой длинные пластины, установленные вдоль борта в районе скулы, откуда и пошло их название[3].

Скуловые кили являются простейшими и самыми распространёнными пассивными успокоителями бортовой качки[3]. В большинстве случаев боковые (бортовые) кили состоят из выступающего ребра, укреплённого непосредственно к обшивке судна на скуловой[4] части обвода. Они располагаются в средней части корабля, на ½—⅔ всей его длины[5]. Эти пластины устанавливают по нормали к скуле в средней части корпуса вдоль линии тока воды. Как правило, высота боковых килей колеблется в диапазоне от тридцати сантиметров до 0,75 метра[2].

В начале XX века боковыми килями иногда пользовались для установки на них судна в корабельном доке, для чего они имели сечение с нижней плоской гранью, параллельной плоскости среднего киля; прочность боковых килей в этом последнем случае существенно усиливалась[5].

На кораблях с полным образованием миделя (близким к прямоугольнику) необходимость в установке боковых килей практически отсутствует[2].

Коллектив авторов. Справочник по теории корабля / В. Ф. Дробленков. — М.: Воениздат, 1984. — 589 с. — 18 000 экз.