Босс, Медард


Медард Босс (нем. Medard Boss; 4 октября 1903, Санкт-Галлен — 21 декабря 1990, Цолликон) — швейцарский психиатр и психолог, один из известных представителей экзистенциальной психотерапии.

Родился в Санкт-Галлене (Швейцария). Вырос в Цюрихе. Некоторое время учился в Париже и Вене, пройдя 30 сессий психоанализа у Зигмунда Фрейда. В 1928 году получил степень доктора медицины в Университете Цюриха. В течение 4 лет работал ассистентом у О. Блёйлера, а затем учится психоанализу в Берлине и Лондоне у Карен Хорни и Курта Гольдштейна. В 1938 году знакомится с Карлом Юнгом, который оказал на него серьёзное влияние (Босс посещал семинары Юнга в течение 10 лет)[1][2]. В конце 30-х годов знакомится с Л.Бинсвангером, который рождает в Боссе интерес к работам М. Хайдеггера В 1946 году знакомится с Хайдеггером уже лично. С 1954 года становится профессором психотерапии в Цюрихском университете.[3] В 1956 и 1958 годах совершает поездки в Индию, где преподает в университетах и работает в госпиталях, индийская культура оказала серьёзное влияние на Босса.

Основал Международную федерацию медицинской психотерапии (ныне IFP)[4], в течение долгих лет являясь её президентом. Примерно в то же время, совместно с Манфредом Блейлером (сыном Ойгена Блейлера) и Густавом Балли, Босс основывает Институт медицинской психотерапии в Цюрихе. Позже, в 1971 г., на базе этого института будет организован дазайн-аналитический институт психотерапии и психосоматики, существующий и в настоящее время.

Предложил одну из первых практических концепций экзистенциальной психотерапии[5]. Босс полагает, что нет никакого смысла говорить о существовании чего бы то ни было, если нет того, кто «высвечивает» это сущее. Без человеческого восприятия нет и предмета. Босс специально оговаривается: речь должна идти не только о предметах, созданных человеческим трудом; существование любого предмета зависит от нашего видения. Люди не имеют существования, отдельного от мира, и мир не имеет существования, отдельного от людей. По словам Босса «человек раскрывает мир». Люди — это «просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен, то есть как то, что является». Феномен есть «свечение» непосредственной реальности. За феноменами ничего не стоит; они не представляют внешних проявлений конечной реальности.