Боунстелл, Чесли


Чесли Боунстелл (англ. Chesley Bonestell; 1 января 1888 — 1 июня 1986) — американский художник, дизайнер и иллюстратор[3]. Его работы повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство и были источником вдохновения американской космической программы. Как один из ранних художников в астрономической тематике вместе с французским художником Люсьеном Рюдо, Боунстелл стоял у истоков космического искусства.

Боунстелл родился в Сан-Франциско, Калифорния. Его первая астрономическая картина была создана в 1905 году. Увидев Сатурн через 12-дюймовый (300 мм) телескоп в обсерватории Сан-Хосе, он бросился домой, чтобы нарисовать то, что увидел. Картина была уничтожена в огне из-за землетрясения 1906 года. Между 1915 и 1918 он выставлял литографии на 4-й и 7-й ежегодных выставках Калифорнийского общества гравёров (ныне Калифорнийское общество печатников в Сан-Франциско).

Боунстелл изучал архитектуру в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Бросив его на третьем курсе, он начал работать в качестве визуализатора и дизайнера в нескольких ведущих архитектурных фирмах того времени. Работая вместе с Уильямом ван Аленом, он и Уоррен Стратон разработали фасад в стиле ар-деко Крайслер-билдинг, а также его характерные статуи орлов. Тогда же он разрабатывал дизайн памятника Плимутского камня, здания Верховного суда США, ещё нескольких офисных и жилых зданий в Нью-Йорке и капитолиев нескольких штатов[4].

Вернувшись обратно на Западное побережье, он участвовал в иллюстрировании основного инженерного проекта для моста Золотые Ворота. Когда из-за Великой депрессии в Соединённых Штатах не нашлось работы в архитектурной сфере, Боунстелл отправился в Англию, где он рисовал архитектурные объекты для Illustrated London News. В конце 1930-х он переехал в Голливуд, где он работал (без упоминания в титрах) в качестве художника спецэффектов нескольких фильмов, в числе которых «Горбун из Нотр-Дама» (1939), «Гражданин Кейн» (1941) и «Великолепные Эмберсоны» (1942).

Боунстелл вскоре понял, что может объединить свой опыт в моделировании и живописи со своим пожизненным интересом к астрономии. Результатом этого стала серия изображений Сатурна, наблюдаемого с поверхности нескольких его спутников в соответствии с научными представлениями того времени. Опубликованные в Life в 1944 году, они произвели большое впечатление. Ничего подобного публика не видела раньше: картины выглядели так, как будто фотографы были отправлены в космос. Его картина Сатурна, видимого с Титана[5], в ряду самых известных астрономических пейзажей. Она была создана с использованием глиняных моделей, фотографических трюков и различных техник живописи.