Бофорт, Фрэнсис


Сэр Фрэ́нсис Бо́форт (англ. Sir Francis Beaufort, KCB, FRS, FRGS, FRAS, MRIA; 7 мая 1774, Ан-Уавь — 17 декабря 1857, Хов) — британский адмирал, военный гидрограф и картограф.

Разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на английском флоте, а потом — моряками всего мира. С 1829 по 1855 годы руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 году стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований. Был избран членом Ирландской королевской академии.

Фрэнсис Бофор происходил из семьи французских гугенотов, которые в шестнадцатом веке бежали в Великобританию от французских религиозных войн. Его родители переехали в Ирландию из Лондона. Его отец, Даниэль Август Бофор, был протестантским священнослужителем в Ан-Уавь, графство Мит, Ирландия, и членом Ирландской королевской академии. Его мать Мэри была дочерью и сонаследницей Уильяма Уоллера из Дома Алленстауна. Фрэнсис родился в Ан-Уавь 27 мая 1774 года[3]. У него был старший брат Уильям Луи Бофорт и три сестры Фрэнсис, Гарриет и Луиза. Его отец создал и опубликовал новую карту Ирландии в 1792 году[4].

Фрэнсис рос в Уэльсе и Ирландии. В четырнадцать лет он бросил школу и ушел в море, хотя никогда не прекращал свое образование. Позже он стал достаточно образованным, чтобы общаться с некоторыми из величайших ученых и прикладных математиков своего времени, включая Джона Гершеля, Джорджа Бидделла Эйри и Чарльза Бэббиджа[5].

Фрэнсис Бофорт на протяжении всей жизни прекрасно понимал ценность точных карт для моряков по собственному опыту, так как он потерпел кораблекрушение в возрасте пятнадцати лет из-за неправильной карты. Самые значительные достижения Бофорта были связаны с навигационными картами.

Начиная с торгового судна британской Ост-Индской компании, Бофорт поднялся (во время наполеоновских войн) на мичмана, лейтенанта (10 мая 1796 года) и командира (13 ноября 1800 года). Он служил на пятом курсе фрегата HMS Aquilon во время битвы за Славное Первого июня, когда Аквилон спас разрушенную HMS Defense и обменялся бортами с французским линейным кораблем Impetueux.