Horror vacui


Horror vacui (дословно с латинского языка переводится как «боязнь пустоты»; греческий аналог — ценофобия, французский — пленизм) — тенденция к избыточному заполнению художественного пространства деталями. В результате поверхность фасада или живописное полотно оказывается перенасыщенным элементами декора, что может вызывать противоречивый эстетический эффект.

Термин ввёл в широкий оборот итальянский историк искусства Марио Прац, обративший внимание на чрезмерную перегруженность интерьеров викторианской эпохи мелкими предметами и дробными деталями, что, по его мнению, нередко создавало ощущение визуального хаоса и гнетущую атмосферу. Аналогичные тенденции характерны и для экстерьеров периода архитектурной эклектики (т. н. боз-ар).

Принцип horror vacui характерен для древнеегипетской рельефной стенописи. Культура Древнего Египта не предполагала наличие незаполненных пространств в сакральных надписях на предметах и постройках, имеющих отношение к религиозному культу. Иероглифические знаки либо дублировались, либо искусственно дополнялись с целью заполнения пробела. Схожие тенденции в визуальном отображении мира могут быть отмечены в Геометрический период искусства Древней Греции, который продолжался с 1100 по 900 год до нашей эры.

Тот же принцип свойствен некоторым произведениям средневековой миниатюры, как, например, Книга Келса (датируется VIII—IX веками). Пустые страницы таких манускриптов заполнены авторскими примечаниями и посторонними текстами (семь уставов Келсского аббатства). Здесь horror vacui проявляется в виде сложных сочетаний абстрактного и анималистического орнамента, элементы которого концентрированно чередуются друг с другом по очень сложной закономерности. Подобный способ оформления характерен и для исламского (арабского) искусства с древнейших времён, а также для архитектурной традиции Южной Индии.

Крайней декоративной перенасыщенностью страдают некоторые гравюры периода Возрождения. Примером могут служить зрелые работы Жана Дюве. Вообще измельчённость отделки характерна для поздних периодов развития той или иной художественной традиции (каковы русские иконы и храмы эпохи «узорочья», византийская резьба по слоновой кости и т. д.).