Братухин, Иван Павлович


Ива́н Па́влович Брату́хин (12 [25] февраля 1903, Орловский уезд, Вятская губерния — 4 июня 1985) — советский авиаконструктор и учёный в области вертолётостроения.

Профессор (1954), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Лауреат Сталинской премии.

Родился 12 (25) февраля 1903 года в деревне Ящеры[К 1]. В 1920 году вступил в РКП(б). Окончил Московское высшее техническое училище (1930). В 1928 году Братухина вместе с другими студентами МВТУ направляют в трёхмесячную зарубежную командировку — на преддипломную практику — для ознакомления с конструкцией автожиров, методом их расчётов и результатами лётных испытаний. После окончания МВТУ стал аспирантом МАИ, а в 1932 году его зачислили на должность доцента МАИ. Винтокрылыми летательными аппаратами (автожирами и вертолётами) начал заниматься в Отделе особых конструкций ЦАГИ совместно с Борисом Юрьевым.

В 1939 году Б. Н. Юрьеву удалось добиться организации специализированного конструкторского бюро по проектированию летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. 17 декабря 1939 года Приказом Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) СССР при МАИ было создано ОКБ-3, которое возглавил Б. Н. Юрьев.

Постановлением Комитета обороны от 4 марта 1940 года Б. Н. Юрьеву, И. П. Братухину и директору МАИ Б. Ф. Семичастнову выдано техническое задание на постройку двухместного геликоптера с двумя двигателями МВ-6 с максимальной скоростью 150 км/ч, дальностью до 200 км и потолком 4500 метров. В сжатые сроки предписывалось построить два прототипа; первый требовалось представить на испытания к 1 мая 1941-го, а второй прототип — к 1 июля этого же года.

В связи с занятостью другими работами Борис Юрьев оставил руководство ОКБ-3, которое возглавил Иван Братухин.