Братья Артемьевы (судовладельцы)


Артемьев Николай Иванович (1835—1896) и Артемьев Дмитрий Иванович — братья, судовладельцы-самоучки и создатели одного из первых нефтеналивных судов.

В 1854 году начали перевозить бухарский хлопок, соль и лес по Каспийскому морю. С 1866 года — также нефть из Баку в Астрахань[1]. Сначала перевозка велась традиционным способом: в деревянных бочках на парусных шхунах[2].

Как позже описывали братья, из-за неудобства обычного способа перевозки они пытались придумать, как обходиться без бочек. В 1873 году переоборудовали небольшую паровую лодку «Александр» (длина 18 м, ширина 4,9 м, осадка 2,7 м). Сделали особый трюм («ларь») для жидкого груза, где потом перевозили нефтеналивные остатки. А чтобы сохранить плавучесть судна в случае пробоины, трюм отделили внутренней обшивкой, также сделали скошенные бортовые отсеки для уменьшения площади поверхности груза. Изначально перекачивали ручным насосом[3][2].

Аналогично переделали другие корабли своего флота из 7 судов с размещением больших металлических ёмкостей[2]. Братья ходили до Астрахани и далее вверх по Волге, на обратном пути трюм выстилали камышом и размещали обычные сухие грузы[4]. Затем после выгрузки трюм промывали водой с содой и снова наливали нефтяные остатки[2].

Паровой насос стали использовать с 1878 года, перекачивая по 4 тысячи пудов нефти в час (по 64 тонны[4]). Если переоборудованный «Александр» делал 8 рейсов вместо 6, то с паровым насосом суда успевали из Баку в Астрахань 14 рейсов[1].