Браун, Эрл


Эрл Бра́ун (англ. Earle Brown; 26 декабря 1926, Луненберг[вд], Массачусетс — 2 июля 2002, Рай, Нью-Йорк) — американский композитор.

В своих работах Браун использовал оригинальные системы нотации, среди которых были методы «временно́й нотации» и «открытой формы». Партитуры Брауна позволяют исполнителям свободно выбирать отдельные параметры композиции; при этом сам процесс исполнения может быть импровизационным.

В экспериментах Брауна с нотацией получила отражение идея музыкального индетерминизма[англ.], воспринятая композитором под влиянием Джона Кейджа. Кроме того, Браун находился под влиянием работ скульптора Александра Колдера и художника Джексона Поллока.

Интерес к музыке возник у Брауна во время учёбы в школе. Ещё в детстве он освоил трубу, на которой играл сперва в школьном оркестре, а затем в созданной им джазовой группе. Окончив школу, он поступил в Северо-Восточный университет Бостона, где в 1944—1945 годах изучал математику и инженерное дело. В 1945—1946 годах проходил службу в армии США. Во время службы играл в военном оркестре, где познакомился с Джоном Симсом[англ.], позднее получившем известность в качестве джазового саксофониста[1].

В 1946—1950 годах Браун учился в музыкальное школе Иосифа Шиллингера в Бостоне (ныне — музыкальный колледж Беркли[2]), где изучал композицию и теорию музыки. После окончания школы переехал в Денвер, Колорадо, где преподавал оркестровку. Там в 1951 году познакомился с композитором Джоном Кейджем, посетившего Денвер вместе с хореографом Мерсом Каннингемом[1]. Во время знакомства молодой композитор показал Кейджу свои «Три пьесы для фортепиано». Эта двенадцатитоновая композиция, созданная под влиянием шиллингеровской концепции «ритмических групп», заинтересовала Кейджа: он попросил прислать ему копию партитуры, после чего по его рекомендации «Три пьесы» исполнил Дэвид Тюдор[3].

В 1952 году композитор покинул Денвер и переехал в Нью-Йорк, где сблизился с кругом единомышленников Джона Кейджа, известным под условным названием Нью-Йорской школы[1][4]. Участниками этого круга, помимо Кейджа и Брауна, были Дэвид Тюдор, Мортон Фелдман и Крисчен Вулф. По мнению музыковеда и композитора Майкла Наймана, у школы не было общей эстетики или философии: вместо них композиторов объединял особый «творческий климат», созданный благодаря Кейджу[5]. Интенсивное общение композиторов школы продолжалось до середины 1950-х, сойдя на нет отчасти в силу географических причин (переезд Кейджа в северную часть штата Нью-Йорк, отъезд Вулфа в Гарвард), отчасти в силу эстетических и персональных разладов (так, напряжённые отношения сложились между Фелдманом и Брауном[6])[7][8].