Браун против Совета по образованию


«О́ливер Бра́ун и др. про́тив Сове́та по образова́нию Топи́ки» (англ. Oliver Brown et al. v. Board of Education of Topeka et al.) 347 U.S. 483 (1954) — судебный процесс, закончившийся решением Верховного суда США в 1954 году, которое признало противоречащим конституции раздельное обучение чернокожих и белых школьников. Решение явилось важным событием в борьбе против расовой сегрегации в США.

В деле Плесси против Фергюсона (англ. Plessy v. Ferguson) Верховный суд под председательством Брауна постановил, что сегрегация по расовому признаку не нарушает Четырнадцатую поправку к конституции, если раздельные здания, кварталы, вагоны, предоставленные представителям разных рас являются равными по качеству (принцип «разделены, но равны» англ. «separate but equal»). Сам принцип «разделены, но равны» был установлен решением по делу Робертс против Бостона англ. Roberts v. City of Boston[1].

В течение 58 лет со дня принятия решения по делу Плесси против Фергюсона расовая сегрегация в США была абсолютно законной. Отношение к расовой сегрегации сильно различалось от штата к штату. На момент подачи иска в 16 штатах сегрегация была законодательно запрещена.

Истцы в деле «Браун против совета по образованию» выступили с тезисом, что расовая сегрегация, прикрываясь концепцией раздельности и равенства, на самом деле способствует закреплению практики предоставления чернокожим гражданам услуг и худшего качества и худшей защиты.

Определённое влияние на решение оказали декларация ЮНЕСКО о расах (англ. The Race Question), в которой расизм был осуждён с точки зрения морали, а попытки научного обоснования расизма опровергнуты, книга Гуннара Мюрдаля «Американская дилемма: Проблема негров и современная демократия» (англ. An American Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy) и исследования психологов Кеннета и Мейми Кларков (англ. Kenneth B. Clark, Mamie Clark). Их знаменитый эксперимент с куклами[en] показал, что сегрегация способствует развитию у детей расовых предрассудков и комплексов[2][3]

В 1951 году против Совета по образованию города Топика штата Канзас в Федеральный районный суд[прим. 1]Канзаса был подан коллективный иск родителями с требованием отменить политику расовой сегрегации. Раздельные школы для чернокожих и белых детей были учреждены советом по образованию Топики в соответствии с законом штата Канзас 1879 года, который позволял, но не предписывал это. Важную роль в подготовке иска сыграла Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (англ. National Association for the Advancement of Colored People, NAACP). По совету ассоциации осенью 1951 года родители предприняли попытки пристроить своих детей в ближайшие школы.