Браччи, Пьетро


Пьетро Браччи (итал. Pietro Bracci; 16 июня 1700, Рим — 13 февраля 1773, Рим) — итальянский скульптор, работал в основном в Риме в переходный период от позднего барокко к раннему неоклассицизму.

Будущий скульптор родился в Риме 16 июня 1700 года в семье резчика по камню и дереву Бартоломео Чезаре Браччи (1652—1739) и Анны-Франчески Лоренцони. До того как заняться скульптурой, он изучал философию и литературу в коллегиуме иезуитов и, безусловно, был более культурным, чем его современники-скульпторы, настолько, что в 1724 году был принят в литературно-философскую Академию Аркадия под именем Джилизио Нидданио (по традиции аркадийцы присваивали себе вымышленные имена).

Скульптуре Пьетро Браччи обучался у Джузеппе Бартоломео Киари и в течение шести лет у Камилло Рускони. В 1724 году он женился на Фаустине Манчини, а в следующем году открыл мастерскую на площади Сантиссима-Тринита-дей-Монти[3].

Его самые известные работы — колоссальная статуя Океана, или Нептуна, высотой шесть метров для фонтана Треви в Риме (1761—1763) по модели Джованни Баттиста Майни, фигуры для надгробия папы Бенедикта XIII (1734) в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме, спроектированной архитектором Карло Маркиони, а также гробницы Бенедикта XIV (1763—1770) в базилике Святого Петра, завершённой с помощью ученика Гаспаре Сибилия[4].

Гробница в соборе Святого Петра, над которой работал скульптор, увековечивает память Марии Клементины Собеской (1742), жены «cтарого самозванца» Джеймса Стюарта, одного из католиков Стюартов, претендовавших на престолы Англии, Шотландии и Ирландии. Это один из трёх памятников в соборе Святого Петра, посвящённых свергнутой королевской династии Стюартов. Памятник был задуман архитектором Филиппо Бариджони, который предоставил предварительные эскизы, включающие скульптуру Марии Клементины и её портретный медальон в технике мозаики. Браччи также проектировал и вылепил фигуры надгробия кардинала Джузеппе Ренато Империали (1741) в церкви Сант-Агостино в Риме.

Как и всех скульпторов в Риме, Пьетро Браччи часто призывали восстановить или скопировать античные статуи. Так, он отреставрировал известную статую Капитолийского Антиноя. У Браччи был широкий круг интересов, как известно из его рукописей (многие из них позднее были утрачены). Его интересы включали архитектуру, военную инженерию, астрономию, солнечные часы, а также древнеегипетские иероглифы.