Бристоль (сеть магазинов)


«Бристо́ль» — сеть магазинов формата у «дома», вторая в стране по обороту после сети «Красное и Белое». В 2018 году сеть попала в рейтинг 50 самых быстрорастущих компаний по версии РБК, заняв в нём четвёртое место со среднегодовой положительной динамикой выручки в размере 114 % в 2015—2017 годах[5]. По оценке партнёра Bain & Company Евгения Белащенко, на «Бристоль» приходится примерно 15-20 % российского рынка специализированных алкогольных сетей[2].

Изначально созданная как сеть алкомаркетов, «Бристоль» со временем стала позиционировать себя как сеть магазинов у дома, увеличивая в своих продажах долю других продовольственных товаров (бакалея, овощи, фрукты и так далее) и постепенно сведя долю алкоголя до 30 % по собственным оценкам[2].

История торговой сети «Бристоль» началась в 1992 году, когда в Нижнем Новгороде местные предприниматели Игорь Саляев, Валерий Васин и Александр Пыжиков основали одноимённую компанию, занимавшуюся оптовой торговлей табачными изделиями. В 1998 году было начато создание собственной розничной сети и уже через полтора года компания владела более, чем 120 торговыми точками. В 2002 году московская компания «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева выкупила «Бристоль» по инициативе своих прежних владельцев, впрочем, в то время покупателей интересовал оптовый бизнес, а не розничный. На момент продажи «Бристоль» контролировал 60 % нижегородского табачного рынка[1]. В сентябре того же 2002 года было зарегистрировано ООО «Альбион-2002»[6], ставшая позднее материнской и управляющей компанией сети «Бристоль»[1].

Сеть алкомаркетов под названием «Бристоль» была основана в 2012 году в Нижнем Новгороде. Первый магазин открылся 17 сентября 2012 года, 28 октября того же года был открыт первый магазин в Нижегородской области в городе Балахна, а 31 июля 2013 года заработал первый магазин сети за пределами Нижегородского региона в Саранске (Мордовия)[7].

В 2014 году контроль над ней установили известные российские предприниматели Игорь Кесаев и Сергей Кациев, владельцы ГК «Дикси»[8]. Впервые попытка объединить сети «Бристоль» и «Дикси» была предпринята в 2015 году, когда компания «Дикси-Юг» приобрела за 1,78 млрд рублей треть компании «Альбион-2002», управляющей сетью «Бристоль». Однако уже к концу года из-за «изменившейся рыночной конъюнктуры», а также отказа ФАС в разрешении купить контрольный пакет была совершена сделка по обратной продаже за 1,83 млрд рублей[2][9].


Магазин сети «Бристоль» на улице Кирова в Люберцах.