Броненосцы типа «Адмирал»


Броненосцы типа «Адмирал» — серия британских броненосцев 1880-х годов. Название типа являлось полуофициальным и было дано ей из-за того, что большинство этих кораблей получили названия в честь британских адмиралов[сн 1]. Корабли типа «Адмирал» стали первыми полноценными британскими барбетными броненосцами, а их конструктивная схема легла в основу всех последующих британских эскадренных броненосцев. Пять броненосцев типа «Адмирал» были заложены в 18801883 годах, но вследствие задержек с изготовлением орудий главного калибра для них, корабли завершены были только в 18871889 годах.

Тип «Адмирал» подразделялся на четыре группы. Водоизмещение единственного корабля первой группы по экономическим соображениям было ограничено до 10 000 тонн, что ограничило его мореходные качества, помимо этого «Коллингвуд» имел 305-мм орудия главного калибра и менее мощную по сравнению с последующими кораблями силовую установку. Корабли второй группы были вооружены 343-мм орудиями и имели более мощную силовую установку, что увеличило их водоизмещение на 800 тонн, а корабли третьей группы имели усиленное бронирование барбетов, удлинённый корпус и главный броневой пояс. Единственный корабль последней группы отличался заменой орудий главного калибра на два 413-мм и увеличенным числом орудий среднего калибра, а также менее мощной силовой установкой.

Орудия калибра 343 мм оказались очень сложными в изготовлении, и из-за них заметно задержался ввод кораблей в строй, однако на тот момент они оказались самыми мощными в мире, и сохранили это превосходство еще на десять лет. Корабли второй группы были сильно перегружены, и весь их броневой пояс при полной нагрузке скрывался под водой.[1]

Из-за ограниченных мореходных качеств броненосцы типа «Адмирал» несли службу преимущественно в Средиземном море, а также во флоте метрополии. В боевых действиях броненосцы типа «Адмирал» участия не принимали и их служба оказалась сравнительно короткой. Уже с 1894 года, меньше чем через 10 лет, эти корабли начали переклассифицироваться в броненосцы береговой обороны. К началу 1900-х годов все броненосцы типа «Адмирал» были выведены в резерв, а в 19091911 годах — окончательно сняты с вооружения и проданы на слом.

Из кораблей серии наиболее известны «Кэмпердаун», в результате ошибки при маневре протаранивший и потопивший собственный флагман «Виктория», и «Энсон», об таран которого пробил борт пароход «Утопия», также затонувший.

Начало 1880-х годов застало британский флот в состоянии неопределенности. Стремительный прогресс военной технологии привел к тому, что прогнозировать развитие флота оказалось чрезвычайно сложно: заложенные по самым современным концепциям корабли к моменту вступления в строй уже могли безнадежно устареть. Адмиралтейство пребывало в неуверенности, не решаясь выбрать какую-либо определенную доктрину развития кораблестроения, так как опасалось, что эта доктрина может устареть, и британский флот окажется в проигрышном положении.