Броненосцы типа «Реджина Елена»


Броненосцы типа «Реджина Елена» (итал. Corazzate pluricalibro classe Regina Elena) — серия итальянских эскадренных броненосцев 1900-х годов. Нетипичный для своего времени проект, тип «Реджина Элена» явился развитием неосуществлённого проекта броненосного крейсера с однородной главной артиллерией 203-мм калибра, предложенного адмиралом В. Куниберти. В то же время, итальянский флот выдал задание на разработку быстроходного броненосца, который был бы способен уйти от любых британских или французских броненосцев, и в то же время справиться с броненосными крейсерами других флотов, который и был создан на основе отвергнутого проекта крейсера. Получившийся в итоге корабль был несколько меньше своих современников и имел ослабленную вдвое артиллерию главного калибра при сравнительно сильной средней; при традиционно для итальянского флота высокой мощности силовой установки это позволило броненосцам типа «Реджина Елена» развивать рекордную для своего класса скорость, сравнимую с ранними дредноутами.

Всего в 19011908 годах было построено четыре броненосца типа «Реджина Елена», по два в рамках кораблестроительных программ 1901 и 1902 годов. Корабли этого типа стали последними итальянскими классическими эскадренными броненосцами, однако на их основе были, в свою очередь, созданы последующие броненосные крейсера типа «Амальфи». В 19111912 годах броненосцы типа «Реджина Елена» использовались в ходе Итало-турецкой войны, а в ходе Первой мировой войны входили в состав 2-й бригады линкоров 2-й эскадры и в боевых действиях активного участия не принимали. Устаревшие с появлением дредноутов, в 19231927 годах броненосцы типа «Реджина Елена» были постепенно сняты с вооружения и проданы на слом, хотя «Рома» использовался в качестве учебного судна вплоть до 1932 года.

Броненосцы типа «Реджина Маргерита», построенные как компромиссное решение, не устроили итальянское командование. Изначально рассчитанные для ведения дальнего боя, после переработки проекта и ослабления вспомогательного вооружения они в результате не подходили в полной мере ни для дальнего, ни для ближнего боя.

В 1899 году, новым главным конструктором флота стал Витторио Куиниберти, один из основоположников идеи кораблей с однообразным тяжелым вооружением из многочисленных крупнокалиберных орудий. В 1903 году он написал статью «Идеальный линкор для британского флота», предложив концепцию очень крупного броненосца, вооруженного не обычной для того времени батареей из нескольких крупнокалиберных и многочисленных скорострельных орудий, а исключительно тяжелыми крупнокалиберными орудиями. Хотя его идея не была реализована, она привлекла значительный интерес.

Итальянский флот не рискнул в полной мере реализовать идеи Куиниберти (в первую очередь из-за их высокой стоимости), но счел их достаточно интересными, чтобы частично реализовать в проекте нового броненосца.