Броненосцы типа «Шарль Мартель»


Эскадренные броненосцы типа «Шарль Мартель» (фр. Classe Charles Martel) — пять эскадренных броненосцев, сходных основной архитектурой, но существенно отличающихся деталями конструкции броненосцев, построенных для ВМС Франции в 1890-х годах. Существуют разногласия, относятся ли эти корабли к одному классу, или представляют собой пять индивидуальных проектов. Были заложены в ответ на усиление британского военно-морского флота в начале 1890-х — закладку семи броненосцев типа «Ройял Соверен».

Все пять броненосцев имели общую основную компоновку с ромбическим расположением артиллерии главного калибра двух разных типов: в носовой и кормовой башнях стояло по одному 305-миллиметровые орудию, в бортовых башнях (расположенных на выступающих спонсонах в центре корпуса) — по одному 274-миллиметровому орудию. Наличие двух главных калибров несколько затрудняло пристрелку на больших дистанциях, но бытовавшие тогда воззрения на дистанцию морского боя предполагали, что основное сражение будет вестись на расстоянии не превышающем 3-4 километров.

Вспомогательное вооружение — скорострельные 138,6-мм орудия — на всех кораблях располагались в башнях (что было новшеством для того времени). Конструкция и расположение башен вспомогательного калибра различались на всех кораблях.

Французские башенные установки имели своеобразную конструкцию: все механизмы, включая поворотный механизм башни, располагались внутри вращающейся части. Таким образом, подбашенное отделение и барбет как таковые отсутствовали: вниз от башни шел узкий, защищенный толстыми броневыми плитами, колодец элеватора подачи снарядов. Это повышало защищенность башни (за счет сокращения площади бронирования при равном весе), но приводило к существенному повышению центра тяжести корабля.

Общей была и схема бронирования всех пяти кораблей. Они получили типичный для французского кораблестроения полный броневой пояс из сталеникелевой брони вдоль ватерлинии, протянувшийся от штевня до штевня. Максимальная толщина пояса в центральной части корпуса достигала 450 миллиметров: к нижней кромке пояс сужался до 250 миллиметров. В оконечностях, максимальная толщина пояса уменьшалась до 305 миллиметров у верхней кромки, при сохранении толщины нижней кромки в 250 миллиметров. Сверху основного пояса (впервые во французском кораблестроении) располагался верхний пояс, толщиной около 101 миллиметра, увеличивающий защищенность надводного борта от мелкокалиберных снарядов. В целом, схема бронирования соответствовала французским воззрениям на необходимость сохранения высокой эскадренной скорости под огнём противника (то есть защиту ватерлинии от повреждений).

Толщина броневых палуб различалась от корабля к кораблю. Обычная толщина составляла от 69 мм до 100 мм. Ряд кораблей имел конструктивные отличия в виде наличия двух палуб — основной и противоосколочной.