Военно-морские силы Франции


Национальные военно-морские силы Франции (фр. Marine Nationale) — один из видов вооружённых сил Французской Республики.

Состоят из органов управления (главное командование), надводных сил, подводных сил, воздушных сил (военно-морской авиации) и сведённых в единый компонент морской пехоты и подразделений специального назначения.

Французский флот (фр. La Marine Française) в истории известен не менее, чем британский. В отличие от последнего, он никогда не носил названия «королевский». Тем не менее, его прозвание La Royale намекает на связь с королевской властью, но хотя исторически французская монархия и военный флот действительно были тесно связаны, происхождение этого прозвища точно неизвестно. Согласно одной версии, оно является метонимом от рю Рояль (Rue Royale), точно так же, как Елисейский дворец или Матиньон. Согласно другой, оно напоминает, что во французском флоте издавна служило много аристократов. Так, даже в 1936 году свыше 90 % офицерского состава ВМС Франции носили фамилии с приставкой «де».

Фактически военный флот существовал во Франции, по крайней мере, с XIII века, когда его корабли использовались для доставки крестоносцев в Палестину, Египет и Тунис. Если в конце XI — начале XIII века Капетинги предпочитали нанимать для этих целей суда Генуи, Венеции и Пизы, начиная с эпохи Людовика IX Святого, наряду с ними, для перевозок применяются уже корабли национальной постройки. В морском договоре, заключённом этим королём в 1268 году с Венецией с целью поставки судов для будущего Восьмого крестового похода (1270), приводятся размеры некоторых судов, в частности крупного нефа «Рокфор» (Roccafortis), имевшего длину 49,5 м, ширину 14,31 м, возможно, заказанного в Генуе, но оснащённого во Франции, команда которого насчитывала 110 моряков, а сам он поднимал на борт до 800 человек и 50 лошадей[2].

В июне 1340 года, во время Столетней войны, французский флот принял участие в морском сражении с англичанами при Слёйсе. По данным хрониста Жана Фруассара, он состоял из почти 200 кораблей, крупнейшим из которых был трофейный неф «Кристофль», поднимавший до тысячи человек[3]. Другие крупные корабли, «Святой Георгий» и «Святая Екатерина», принадлежавшие королю Филиппу VI, «Святой Юлиан» мастера Николя Ас Куллё из Лёра и «Святой Иоанн» мастера Гильома Лефевра из Арфлёра, вмещали по 150—200 чел. с полным вооружением. Остальные суда были значительно меньшими, так, неф «Успение Богоматери», принадлежавший мастеру корабельных дел Жильберу Полену из Руана, вмещал всего лишь 80 моряков и солдат, остальные корабли поднимали ещё меньше[4].

В 1402—1405 годах вышедшая из Ла-Рошели экспедиция нормандского дворянина Жана де Бетанкура заново открыла, а затем частично колонизировала Канарские острова.